Критик Андрей Рудалев встал в позу дворника и твёрдо сказал: «Нужна метла!».
Именно этим призывом он закончил статью ««Министерство литературы» против страны и литературы», в которой поведал, что год назад со скандалом покинул свой пост директор трех крупнейших литературных премий страны пригретый питерец Георгий Урушадзе. «Скандал, само собой, был вызван его категорическим неприятием СВО. Хлопнул дверью. Премии, которые с самого основания курировал Урушадзе, задавали планку в большой литературе, пасли литературный молодняк и были направлены на подрастающее поколение. Практически как екатеринбургский Ельцин-центр, который не просто мавзолей новой идеологии, но и маяк, просвещающий и излучающий свет правильных истин». Куратором пронырливого литературного управленца СМИ справедливо называли большого государственного сановника Владимира Григорьева. Когда Урушадзе, расплевываясь, покидал свои посты, Григорьев поблагодарил его за «многолетнее плодотворное сотрудничество». Чиновника Григорьева у нас именуют и «министром литературы», и «крестным отцом главных государственных инициатив в области поддержки литературы». Недавно он заявил, что запускает большую сеть литературных фестивалей по стране (не исключено, что через них пойдет пропаганда проектов «ученика», все-таки должны цвести все цветы…).
В общем ужаснулся Рудалев давно известному и принялся заполошно вопрошать: «Как противостоять, если кроме этого есть сухостой Союза писателей России и вектор на приспособленчество, то есть на нейтральную позицию, которая сейчас выводится в качестве литературного лифта?
Как противостоять, если единственное живое сейчас и на самом деле контркультурное – поэзия русской победы – работает на энтузиазме и волонтерстве, то есть в качестве самодеятельного. На сколько хватит энтузиазма, особенно когда рядом гудят бульдозеры и катки, дымится свежий асфальт?
Ждать пришествия государственной культурной политики? Но это также иллюзия и утопия. Особенно когда всю литературную политику замкнул на себе «министр литературы» и прочие вельможи-хозяева, которые костьми лягут и не допустят ничего живого».
Ох ты, какой всесильный получается этот обрюзгший Григорьев! – «всю политику замкнул на себя». А может, дали замкнуть ещё много лет назад, несмотря на издательский скандал с гонораром за невышедшую книгу Чубайсу и Коху, на обыски дома и допросы? Какую руку надо иметь, чтобы остаться на высоком посту! Потому и противостоять этому «всесилию» трудно, особенно когда писатели разбились на группки и оскорбляют то друг друга, то весь Союз писателей России, который первый из творческих союзов поддержал СВО словом и делом, возвышал поэзию русской Победы, если повторить красивый оборот критика. Не станем перечислять издания, поездки «за ленточку», вечера и встречи. Но отвечу, что соратники Рудалева, сотрудничающие с властными структурами, прекрасно знают, что такие непотопляемые вредоносные фигуры продвигает и много лет оберегает Администрация президента! Меняются структуры и формальные министры, а Григорьев – продолжает рулить и щедро сыпать бюджетные деньги своим – от Чубайса до Урушадзе. Оба последних – теперь заграницей, а он, раздобревший, усталый - по-прежнему на коне, на либеральной кляче. Но как раз известные и любезные Рудалеву фигуры соблюдают нейтральность, помалкивают и сотрудничают!
Ну и насчёт сухостоя, к слову. С трудом, но вспомнилось, что в мае аж 2017 года более сорока деятелей культуры вступили в новую общественную организацию "Русский художественный союз", призванную якобы защищать интересы России и традиционные ценности во всех сферах культуры. Об этом на встрече с министром культуры РФ Владимиром Мединским звонко рассказали писатель Захар Прилепин и создатель фестиваля "Золотая Маска" Эдуард Бояков: «Сегодня было объявлено о создании общественной организации "Русский художественный союз", которая ставит своей целью защиту интересов Родины и традиционных ценностей в самых разных сферах культуры!». После этого к пёстрому междусобойчику потянулись те, кто уловил запашок денег от минкульта. Вскоре Боякову с Прилепиным дали целый Доронинский МХАТ им. Горького – художественный, финансовый и реальный мощный центр любого творческого объединения со сценой и прекрасным помещением – это, Рудалев, синекура, а не общественное служение. Это тебе не особняк на Комсомольском, 13 отстаивать от притязаний и подвохов Госимущества да и того же Мединского, при том - без копейки государственной помощи, без оплаты за коммунальные услуги хотя бы. А там - такое здание на Тверском, полный карт-бланш и огромные бабки с перерасходом. Плюс – неограниченный телеэфир Прилепину и высокая думская поддержка. А в результате не Союз, а полный пшик - не сухостой даже, а копец, импотенция!
Больше всего поразил меня отклик на статью писателя Анатолия Салуцкого: «Я намеренно выжидал сутки, чтобы понять, кто из литераторов откликнется на этот отчаянный вопль Рудалёва, кто поддержит его. Рудалёв первым посмел в полный голос сказать о том, кто такой Григорьев, о том, что творится в нашем "литературном пространстве", и исторически это ему зачтётся. Он сам многие годы играл в эти игры, поступал так же, как те, кого критиковал. Но, видимо, стало уже через край, и прорвалась правда… В своём профиле я напишу об этом отдельно, ссылаясь на пионерский пост Рудалёва».
Первый?! Не знаю, кто в какие игры играл, но я написал большую и честную статью в «Российском писателе» – с фактами, списком экспертного совета ещё летом:
23.07.2022 г.
ВСЁ ОТДАНО НА ОТКУП ГРИГОРЬЕВУ?
https://rospisatel.ru/bobrov-zametky224.html
Много было откликов. Самый горький и по-писательски наивный был от Владимира Крупина: "Неужели писатели молча утрутся от того плевка, что делами в русской литературе командуют ненавистники всего русского!".
Потом повторил все обличения и конкретные предложения в «Дне литературы», в заметках навстречу 16-му съезду писателей России -
https://denliteraturi.ru/article/7135
Но мы своих-то на профессиональных сайтах не читаем, особенно летом – в дачный период… Потому и Рудалев – первый получился. Ну, хоть вспомнил Урушадзе и повторил претензии, которые я и прежде в «Советской России» прямо высказывал по поводу премий питерского грузина, условно выражаясь, и такого же русского Григорьева, а уж потом – в писательских изданиях без обиняков, наотмашь писал.
Поможет? Не верится…