Найти в Дзене

История жизни на острове Двиново на озере Удомля (ч.2)

Оглавление

(начало смотри на https://dzen.ru/media/id/638784390b3967175b116478/istoriia-jizni-na-ostrove-dvinovo-na-ozere-udomlia-6442b7aed03b59025527a3cf)

6) И.И.Иванов и И.Б. Збарский

И.Б.Збарский пишет (3), что ему предложил купить половину дома Илья Ильич Иванов, «химик по образованию, сын известного биолога Ильи Ивановича Иванова, работал тогда ассистентом, затем профессором на кафедре биохимии, возглавлявшейся моим отцом, там же, где работал и я.»

А Иванову купить дом предложил И.К.Запорожец.

Алексей (3) добавил, что Иванов и Збарский работали «на кафедре биохимии 1 Московского медицинского института им. И.М.Сеченова, которую возглавлял мой дед академик Борис Ильич Збарский, одновременно заведовавший спецлабораторией при Мавзолее им. В.И.Ленина.»

Фото 1958 г. Илья Борисович Збарский с женой, Ириной Петровной Карузиной (1914—1979), матерью Фаиной (Фанни, Фрейда) Николаевной Збарской (1884—1971) и сыновьями Алексеем (1947 – 2023) и Дмитрием (1952 – 1979),
Фото 1958 г. Илья Борисович Збарский с женой, Ириной Петровной Карузиной (1914—1979), матерью Фаиной (Фанни, Фрейда) Николаевной Збарской (1884—1971) и сыновьями Алексеем (1947 – 2023) и Дмитрием (1952 – 1979),

7) Появление Дудников и постройка третьего дома.

«Илья Ильич (Иванов) продал свою часть дома Василию Кузьмичу Дуднику – зятю моей жены.» (2) Жену Василия Кузьмича звали Ольга Петровна Алисова (она оставила в браке свою девичью фамилию по отцу). То есть, Ольга Петровна Алисова была сводной сестрой (по матери) Ирины Петровны Карузиной, жены И.Б.Збарского (отцы у них были разные, но обоих звали Петрами). Карузина – её девичья фамилия по отцу, оставшаяся в браке.

Василий Кузьмич Дудник на рыбалке у Двиново
Василий Кузьмич Дудник на рыбалке у Двиново
Ольга Петровна Алисова на Двиново
Ольга Петровна Алисова на Двиново

После появления на острове В.К.Дудника, Збарские «купили дом в деревне Огибино, в нескольких километрах от острова, перевезли его зимой на лошадях и поставили у самого леса, метрах в 15 от старого дома. Окончание его сборки совпало с арестом моего отца в марте 1952 года» (3)

На видео (1) И.Б. рассказал: «на следующий год я купил в Огибине вот этот (второй) дом за 3000 старыми (теперешними 300 рублей), его сюда перевозили и здесь вот поставили».

перевозка брёвен на остров
перевозка брёвен на остров

На фото – перевозка брёвен на остров. Предположительно, это везли дрова, т.к. на острове был статус заповедника «Дубки», но точно так же перевозили и брёвна дома.

Алексей (2) добавил, что изба в Огибино была куплена у агронома, что дом собрали на острове с помощью местных плотников, и к нему «выделили 12 соток земли. А принадлежавшую нам половину дома Запорожца отец продал В.К.Дуднику.»

И.Б.Збарский написал, что «в доме, наверху, я построил очень уютную комнату с балконом и в основном пользовался ею.» (3)

Дом Збарских на острове (перевезённый из д.Огибино)
Дом Збарских на острове (перевезённый из д.Огибино)
Вид дома Збарских со стороны пролива, 1969 г.
Вид дома Збарских со стороны пролива, 1969 г.

«Василий Кузьмич пригласил своего брата Андрея, который приехал из Дербента с женой – армянкой Сарой, и они стали жить на острове круглый год, заменив тётю Нюшу и Лёвока, которые по старости переехали в инвалидный дом.» (3) То есть, Андрей Кузьмич поселился в старом доме Рюти.

На видео (1) И.Б. добавляет, что мотив «отставки» сторожей был не только возраст, но и то, что они уже чувствовали себя здесь хозяевами.

Брак Андрея Кузьмича с Сарой «через несколько лет распался и место Сары заняла Марфа Ивановна из д.Сухарево.» (2)

Вместе с Василием Кузьмичём на Двинове появился и его сын со своей семьёй: Дудник Юрий Васильевич (07.06.1938-21.10.2003, микробиолог, с 1986 г. - директор Института по изысканию новых антибиотиков, с 1993 г. - член-корреспондент РАМН), его жена – Лаврова Людмила Николаевна (фамилию в браке сохранила девичью), микробиолог (1939 г.р.), сын Николай (1963 г.р.), дочь Люба (1971 г.р.)

Юрий Васильевич Дудник с женой, Людмилой Николаевной Лавровой едут в Удомлю на электричке Калинин – Бологое. Фото примерно 1968-69 год.
Юрий Васильевич Дудник с женой, Людмилой Николаевной Лавровой едут в Удомлю на электричке Калинин – Бологое. Фото примерно 1968-69 год.
Фото примерно 1966 г., Людмила Николаевна Лаврова с Колей Дудником.  На заднем плане виднеется колоннада портика дворца в Лубенькино.
Фото примерно 1966 г., Людмила Николаевна Лаврова с Колей Дудником. На заднем плане виднеется колоннада портика дворца в Лубенькино.

8) Появление Гаузе на острове. Потери.

Николай (4) написал мне: «В дальнейшем в ней (в этой избушке) жил брат деда – Андрей Кузьмич с женой Марфой, у них была злющая собачонка Тузик. После смерти Марфы Андрей Кузьмич ушёл в инвалидный дом, а Георгич выкупил это избушку, где и жил. Умер незадолго до 1970 г.» Похоронен Андрей Кузьмич Дудник на Троицком погосте (2).

Правда, А.Збарский на форуме написал, что это супруга Андрея Кузьмича продала дом Гаузе после того, как её муж «закончил свою жизнь в доме инвалидов», но я думаю, что Н.Дудник, как родственник, лучше помнит эту ситуацию.

Ю.В.Дудник в 1962 г. окончил биофак МГУ. Там он подружился с Георгием Георгиевичем Гаузе. И на Новый год (1968-1970, по воспоминаниям Николая) он пригласил Гаузе в гости на остров, вместе с друзьями по биофаку МГУ Дмитрием Глазером и Виктором Белоусовым. Год, когда Гаузе купил дом у А.К.Дудника – никто не помнит. Но это было не ранее 1970-го.

Георгий Георгиевич Гаузе в молодости
Георгий Георгиевич Гаузе в молодости

Вместе с Гаузе на остров приезжали его жена Татьяна и её дочь от первого брака – Катя Боргсениус, музыкант. Она тогда училась в консерватории и играла на скрипке каждый день. Как написала мне Катя: «люди на лодке приплывали слушать, меня это очень веселило. Помню пляж, и правда там купались без одежды. Помню как Ольга Петровна ругала дядю Васю, что приехал из деревни пьяным, Колю, он был ещё подростком, счастливых Маму и Юру, каких то гостей - учёных, костры, как рыбу коптили, кроликов дяди Васиных, прекрасную природу , лодку - плоскодонку, на которой плавала за почтой и за молоком».

В 1979 году семья Збарских понесла две потери. В июне умерла жена Ильи Борисовича Збарского, Ирина Петровна Карузина, а в сентябре утонул при не выясненных обстоятельствах сын Дмитрий. (5)

Дмитрий Збарский в детстве
Дмитрий Збарский в детстве

«Плавал он прекрасно и с большим удовольствием, причём без всяких вспомогательных средств, даже без ласт. Бывало, с острова плавал в Ряд в магазин, а я рядом в лодке вёз его цивильную сухую одежду, ну и на всякий случай подстраховывал, мало ли что – судорога или силы иссякли. … Мне сказали, что он, когда выпадал за борт, зацепился карманом джинсов за уключину, ноги остались сверху, голова под водой, вроде бы ударился в момент падения головой обо что-то, судя по гематоме. Ветром лодку пригнало к Рядскому берегу, где Митяя в таком виде и нашли.» (4)

В 1984 г. здесь, на острове, умер Василий Кузьмич Дудник. Он был 1898 г. рождения, потомственный казак. Похоронен в Москве. (2) После него дом унаследовал его сын, Юрий Васильевич Дудник.

9) Общее расположение домов

Первомай, начало 1970-х. Слева – дом Збарских, верандой к Лубенькино, справа – дом Дудников, верандой тоже к Лубенькино. Домик Гаузе пристроен справа к дому Дудников (крыша заметна).
Первомай, начало 1970-х. Слева – дом Збарских, верандой к Лубенькино, справа – дом Дудников, верандой тоже к Лубенькино. Домик Гаузе пристроен справа к дому Дудников (крыша заметна).
Вид с крыши дома  Збарских на пролив (в сторону АЭС), вблизи видна веранда дома Дудников.
Вид с крыши дома Збарских на пролив (в сторону АЭС), вблизи видна веранда дома Дудников.
Остров Двиново и Лубенькино на аэрофотосъёмке 1972 г.
Остров Двиново и Лубенькино на аэрофотосъёмке 1972 г.

10) Интересные детали быта.

Николай Дудник рассказывал мне, что купаться ходили на юго-восточный берег озера, где был открытый песчаный пляж. Купались голышом, поэтому если кто шёл туда, то на берёзе по пути вешал полотенце. Это значило, что пляж «занят», и никто другой туда не ходил.

«Позже сделали на дереве у тропинки при спуске на берег деревянную вращающуюся двустороннюю табличку-светофор. Красный цвет - пляж занят, зелёный - свободно, можно идти купаться.» (5)

Когда я начинал свою работу в Удомле (в 1988 году), у меня на приёме была женщина, работавшая почтальоном там. Она рассказывала, как, принося телеграммы, выходила на берег в Лубенькино и кричала «островитянам» и те приплывали. А письма сами забирали в почтовом отделении Вакарино. (5)

Молоко покупали в Ряду, у знакомой (Тони). (4)

Летняя столовая возле дома Збарских
Летняя столовая возле дома Збарских

Василий Кузьмич увлекался алкоголем. У него появилось много знакомых в округе. «По дороге из магазинов (в Удомле – А.К.) он систематически останавливался выпить водочки с Володей – мотористом из рыбхоза, а после этого с завгаром из райбольницы. А вот потом уже отправлялся на Двиново.» (4)

«Ледокол» на Удомле - переправа по первому льду в Лубенькино
«Ледокол» на Удомле - переправа по первому льду в Лубенькино

11) Конец колонии.

«Станцию стали строить на берегу озера, в полутора километрах от нас, и наш остров попал в санитарную зону. Началось с того, что туда навезли рабочих, в том числе солдат и заключённых из разных районов страны, и прежде всего изменилась социальная среда. Раньше в течение многих лет дом можно было спокойно оставлять, постельное бельё, одежда, посуда, продукты – всё было в полной сохранности. Теперь в первый же год дом трижды подвергся разграблению, замки были взломаны, стёкла выбиты и постепенно раскрадывалось имущество, сначала вещи и продукты питания, а затем даже мебель.

За этим последовало варварское разрушение и загаживание природы, сводили лес, разгребали песчаные берега, в чистейшее озеро вылили 30 тонн мазута, вместо полей и лесов в округе появились горы глины. Наконец, нас совсем выселили с острова, дав незначительную компенсацию.» (3)

«Когда начались массовые разграбления, мы всю домашнюю утварь (посуду, столовые приборы и тп) на зиму закапывали в землю, чтоб сохранить от воровских набегов.» (5)

Алексей написал (2): «Мною подсчитано, что за 36 лет я провел на острове в общей сложности не менее 108 месяцев или 9 полных лет. Впервые я ступил на островную землю в 4-летнем возрасте, последний раз был на острове в 40. С той поры минуло 25 лет. Но еще не было дня, что бы я не вспомнил озеро и остров, прекрасные в любое время года, тишину и покой этих мест. До сих пор слышу крик чаек над озером, как шуршит на ветру тростник, шелестят листьями клены возле нашей террасы, в кроне берез пересвистываются иволги, а весной в кустах у воды заливаются соловьи. И я по праву считаю, что на этом острове осталась моя малая Родина, вошедшая навсегда в мою память ...»

12) Заключение.

Двиновская дачная колония учёных была уникальным социальным явлением для нашей местности. Когда в одной «деревне», на природе, в удалении от других людей, поселилась группа не только родственников, но и единомышленников, связанных с интеллектуальным трудом и имевших близкий уровень культуры. И где не было посторонних. В любой деревне обычно живут разные люди, поэтому если возникает вражда, то это – надолго. А здесь этого не могло быть в принципе.

Деревни обычно связаны с физическим трудом жителей, а здешние поселенцы занимались наукой. Вообще, по среднему уровню образования жителей Двиново могло дать фору столице! Эдакий «наукоград» в масштабах деревеньки.

Алексей Ильич Збарский с дочерью Любой на острове Двинов, 1986 г,
Алексей Ильич Збарский с дочерью Любой на острове Двинов, 1986 г,

Жители острова сочетали умственный труд в столичных институтах с физическим трудом-отдыхом на природе: рыбалкой, охотой, сбором грибов и ягод, работой на собственном огороде. Это – идеальная форма существования, которую сегодня пытаются кое-где внедрить, благодаря появлению Интернета и возможности дистанционной работы. Поэтому Двиново на много лет опередило своё время в этом плане.

Алексей Збарский за сбором грибов на острове.
Алексей Збарский за сбором грибов на острове.

Все общие вопросы на острове решались сообща, согласием всех его жителей.

При этом островитяне не отгораживались «забором» от окружающих местных жителей, а вполне успешно взаимодействовали с ними, общались, дружили… Давали пример в чём-то (потому что первая моторная лодка на острове появилась у них, первые водные лыжи на озере – тоже у них).

1983 г., Николай Дудник катает на водных лыжах по озеру Удомля коллегу по гаражу Андрея Свистова. Справа, за тростником, постройка – внутри насос инвалидного дома.
1983 г., Николай Дудник катает на водных лыжах по озеру Удомля коллегу по гаражу Андрея Свистова. Справа, за тростником, постройка – внутри насос инвалидного дома.

Такая научная колония могла бы быть очень полезной Удомле. Но не случилось…

Г.Гаузе очень не любил употребление слова «дачник» относительно их жизни на острове. Он предпочитал слово «жили», потому что в его понимании дачное существование – это безделье (отдых) и огород. А он везде не просто жил, но и работал, просто работа у него была умственная, творческая, которую он мог делать в любом месте. И я уверен, что несмотря на внешние атрибуты отдыха (рыбалка, охота, сбор ягод), наличие творческого коллектива коллег-единомышленников давало им возможность обсуждать на отдыхе научные новости и идеи относительно экспериментов. И поэтому жизнь на острове была не только отдыхом, но и продолжением их творческой работы.

Закат на озере Удомля. Фото Алексея Збарского.
Закат на озере Удомля. Фото Алексея Збарского.

P.S. Смотри видео с Двинова, съёмка 1987г (перед выселением) - https://dzen.ru/video/watch/6438f63d6f99ba706b786fc1