Привет! Я более чем уверен, что такой разговор у каждого звукаря случается чаще, чем он хотел бы:
— Здравствуйте, (тут Ваше имя). Я - ( режиссёр, продюсер, артист). Работаем с Вами «тогда-то».
— Здравствуйте. Что у нас там будет?
— У нас насыщенная программа. Будет ансамбль домристов, хор, академический вокал под рояль, хореография, а ещё будет заслуженный певец КНДР Вопил Глоткодёров(имя изменено).
— Ага, что у нас по технике?
— Ну, зал небольшой, но обычно всего хватает. Нам просто все время не везёт со звукорежиссерами. В прошлом году вообще кошмар был. Понимаете, нам очень важен хороший звук. У нас будут важные люди, директор, начальник птицефабрики, завхоз и брат моего внука, он учится в музыкальной школе, с хорошими ушами мальчик…
Дальше разговор либо уходит от темы совсем, либо вам все же дают телефон местного техника, который сообщает, что у него 2 подвесных микрофона, 3 китайских радиосистемы и свисток. Пульт на 7 каналов, 2 из которых вчера(3 года назад) перегорело.
А вы уже согласились… Едете туда как Мессия. Как суперкрутой чел, который все сделает офигенно…
Знакомо? Конечно!
Вариантов тут два. Либо вы опускаете руки и говорите себе: «будь что будет», либо паритесь, лезете из кожи вон, берёте что-то из своего. В общем, тут уже все зависит от вас. И дальше, либо вы проигрываете неравный бой в войне за звук, либо выходите треумфатором. А тут опять два варианта: заказчик этого не замечает и вы пополняете список «несправившегося с такой простой задачей», либо говорит вам, что это лучшее, что с ними случалось и они хотят работать дальше только с вами. Здесь возникает моя статься про незаменимость, гляньте, если ещё не, буду рад.
И появляется вопрос: оно вам надо?
Самая большая ловушка нашей профессиии заключается в том, что зритель не виноват в бедности, жадности, невозможности организатора сделать нормально, а не из того, что есть. Поэтому наша задача сделать так, чтобы зрителю было комфортно и интересно независимо ни от чего.
Вот несколько практических советов:
- требуйте от организатора наличия на сцене техников или просто тех, кто будет эти три микрофона таскать. Он/они должны быть на репетиции с самого начала и до конца мероприятия. Запоминать положения, направления и то, какие именно микрофоны на что ставятся. У них должна быть программа, они должны в ней делать себе пометки. Вы также должны делать пометки себе или запоминать что, где.
- определите для себя самый громкий номер в концерте, самый тихий. Постарайтесь сделать так, чтобы перепады номеров по громкости не были катастрофичными. Это не значит, что эстрадный номер должен быть тихим как хор. Это значит, что сильный и резких перепад по громкости приведёт зрителя в раздражение. Поэтому старайтесь сделать это аккуратно.
- Тихо-не значит плохо. Громкость - одно из ярчайших выразительных средств в звуке. Задача звукорежиссёра сформировать звуковую картину, а не тупо угромчить все, что есть на сцене.
- На репетиции поговорите с руководителями ансамблей, концертмейстерами и артистами о том, что вы можете сделать и что не можете в данных условиях. Если повезло, участники адекватны, они сами помогут вам сформировать хороший звук из того, что есть. Позиционирование нескольких источников у одного микрофона, распределение микрофонов между участниками наиболее выгодным образом. Все это добавит шансов мероприятию.
Командная работа очень важна. Если кто-то из участников процесса этого на понимает- шансов на хорошее мероприятие не много.
П.С. Для организаторов. Ситуация такая:
Вы приглашаете классного повара готовить званый ужин, выкатываете ему список блюд. Красивый, большой, разнообразный. Говорите ему что все продукты есть. Он приезжает готовить и видит пачку сосисок «365 дней», плавленый сырок «дружба», кетчуп «красная цена», кочан капусты и 3 картофелины. Сможет он сделать крутой стол? Повар не повезёт свои продукты, не поедет в магазин покупать соль, печень трески, мясо кролика и соус песто. А звукарь почему должен?
Да, иногда действительно можно решить концерт малыми силами. Но всегда должен быть запас прочности. Запасной микрофон, звука чуть больше чем надо, тогда он не будет работать на пределе, а значит звучать будет качественно.
В конце концов, это ваше мероприятие и ваше лицо. Не надо класть на него дешевую косметику. Морщины появятся раньше времени.
Как всегда, лайки, репосты, вопросы-отзывы и предложения в книгу отзывов, комменты. Хорошего звука, отличных концертов!