Найти тему

Холмогоры без Ломоносова: сумерки Севера. Часть II

218 прочитали

Второй общеизвестный факт о Холмогорах (помимо того, что это родина Ломоносова) – в здешних местах издревле живут поморы. Но кто такие поморы… Мы уже пытались ответить на этот вопрос в ходе прошлогоднего путешествия в Кемскую волость.

Поморы проживали от Кольского полуострова до Холмогор, а может, и еще восточнее.

Карта поморского берега. Из фондов Национального музея Карелии
Карта поморского берега. Из фондов Национального музея Карелии

О поморах

Они главные рыболовы, первые путешественники и купцы от бога. Впрочем, почему проживали? Они живут и по сей день! Например, Татин однокурсник и хороший друг – помор. Как раз из холмогорских. Но всю сознательную жизнь провел в Петербурге, рыбачить рыбачит (у помора рыбная ловля прошита в ДНК), но уже по-городскому и в специально отведенных местах. Так про себя и говорит: сначала помор, а потом русский. Не россиянин, что характерно. Потому что россиянин – это про гражданство, подданство. А помор и русский – про этническую принадлежность.

Интересно, что еще в 2002 году правительство Архангельской области обратилось к федеральному с предложением о включении поморов в список коренных малочисленных народов Севера. Однако Министерство по делам национальностей рассмотреть вопрос не успело, его само ликвидировали. Повторное преставление в 2003 году также не закончилось успехом: в признании поморов самостоятельным народом было отказано со ссылкой на справку РАН. И, если углубиться в историю Поморья, очевидно почему: поморы не единый этнос, и даже не субэтнос, поморы – как варяги, скорее, род занятий. В древних летописях поморы не упоминаются. Поморье никто не завоевывал, оно мирно вошло в состав Российского государства. Архангельск и вовсе изначально был государевым городом, а не столицей самостоятельного княжества. Но тем не менее, соседство с морем, суровый климат и страсть к свободе сделали жизнь и быт этих людей отличными от остальных россиян.

Холмогоры
Холмогоры
Кстати, по результатам Всероссийской переписи населения 2021 года, в России проживает 2232 помора. В Архангельской области 1297 человек, остальные – в Коми, Карелии и единицы в других регионах. Сама графа «помор» в переписной анкете значится как подпункт графы «русские», вместе с казаками, в отличие от, например ненцев или тувинцев, которые выделены в отдельные графы. Что интересно, по оценке Росстата, свою национальную принадлежность в переписи не указали почти 17 миллионов россиян, 151 тысяча из которых – жители Архангельской области. Возможно, среди них есть и холмогорцы, которые не идентифицируют себя поморами.
Для сравнения: по данным переписи 2002 года, поморами назвали себя 6571 человек, 2010-го –уже 3113.

Слышали поговорку: дорога на волю – дорога на Север? Так здесь повелось. Сначала в этих местах оседали те, кто просто бежал в поисках лучшей доли. Затем в 1569–1570 годах случился массовый исход новгородцев, не желавших примыкать к Московии и спасавшихся от погромов опричников Ивана Грозного. Но всякий, кто приходил в Поморье земледельцем, рано или поздно становился моряком.

Кстати, об отсутствии крепостного права. Да, на Севере не было помещичьих вотчин, но местные жители являлись черносошными (государевыми) или монастырскими тяглецами, а не вольными гражданами, которые могли гулять, где хотят. Самому известному помору Ломоносову, чтобы отправиться в Москву, пришлось получить паспорт, а когда срок действия того истек, будущее светило науки некоторое время числился «беглым», как обычный крестьянин, сбежавший от барина.

Архиерейский двор

Но давайте вернемся к валам. Расположение архиерейского двора (соборной площади) на пригорке с одной стороны защищенном узким и изогнутым Святым озером как рвом или протокой намекнуло – когда-то здесь стояли крепостные стены. Или что-то очень на них похожее.

И мы не ошиблись. В XVII веке, в городах, расположенных далеко от границы, архиерейские дворы были архитектурными синонимами кремля – подчеркивали административный центр, но не выполняли защитную функцию, только декоративную. Такие дворы, построенные по всем канонам крепостей, мы уже видели в Вологде и Ростове Великом.

Архитектурный ансамбль архиерейского двора в Холмогорах складывался долго, почти два века: с 1680 по 1865 годы. В северном городе появились архиерейский дом, церковь сошествия Святого духа, Спасо-Преображенский собор, колокольня и церковь двенадцати апостолов.

Второй общеизвестный факт о Холмогорах (помимо того, что это родина Ломоносова) – в здешних местах издревле живут поморы.-5

Спасо-Преображенский собор в Холмогорах часто называют «потомком» московского Успенского. Они действительно очень похожи. Иногда его упоминают как самый большой собор Русского Севера. Насколько это правда, ручаться не станем. По размерам на глазок он сопоставим с соборами Сольвычегодска или Тотьмы.

Это сейчас Холмогоры – маленькое село (чуть больше трех тысяч жителей) в низовье Северной Двины. А в допетровское время – главный город Двинской земли, центр Холмогорской епархии, то есть – административной единицы.

Задумаемся. В 1492 году именно отсюда был отправлен караван с грузом зерна и посольством Ивана Третьего в Данию. Это случилось за 60 лет до того, как на Летнем берегу Двинской губы (чуть западнее современного Архангельска, в Нёноксе) пришвартовался единственный уцелевший корабль экспедиции Хью Уиллоби «Эдуард Бонавентура», которым командовали Ричард Ченслер и Климент Адамс. За 90 лет до основания самого Архангельска.

Так появилось наше окно в Европу задолго до Петербурга.

Второй общеизвестный факт о Холмогорах (помимо того, что это родина Ломоносова) – в здешних местах издревле живут поморы.-6

Но с основанием Архангельска Холмогоры утратили свою роль важнейшего торгового порта. И в наше время, когда сам Архангельск – будем честны, не самый богатый областной центр, Холмогоры – всего лишь бедное село.

Доминанта архиерейского двора – Преображенский собор, заложенный в далеком 1685 году, на фотографиях выглядит и вовсе печально. Он весь в лесах, на реставрации, и сколько еще она продлится, одному Богу известно.

Второй общеизвестный факт о Холмогорах (помимо того, что это родина Ломоносова) – в здешних местах издревле живут поморы.-7

С какого именно времени началось существование в Холмогорах Преображенского собора, доподлинно неизвестно. Известно только, что нынешнему каменному предшествовали несколько деревянных. Из сохранившихся письменных источников следует, что церковь горела два раза. Построенный вместо сгоревшего в 1645 году собор был последним деревянным, но простоял всего сорок лет, затем наши предки отстроили эту махину. Взглянуть бы на нее без лесов! Эх…

Существующий каменный Спасо-Преображенский собор обязан попечению и трудам первого архиепископа Холмогорского и Важеского Афанасия. Прибыв в октябре 1682 года на кафедру Холмогорскую, он тут же предпринял строение каменной колокольни для будущего собора, а затем положил основание и самому собору…

И вот до сих пор, даже в таком состоянии, даже в лесах, с колокольни на всю округу разливаются звоны. Такого осязаемо материального, заставляющего вибрировать воздух колокольного звона, мы не слышали больше нигде и никогда. Этот звон пробирает до мурашек. рассказывает и про славу Холмогор, и про забвение. Так уж получилось, что попали мы в Холмогоры прямо на вечернюю службу. Из слушателей были единственными, кто стоял в тот момент на площади. Впрочем, туристов тут и в сезон – кот наплакал.

Строительство собора стало делом жизни архиепископа. Велось под неусыпным его надзором и руководством.

Как сообщают Соборы.ру (а более полного источника по российским церквам мы не знаем), средства для постройки составляли пожалования из государевой казны, доходы от домовых архиерейских имений и пожертвования благотворителей. Постройка собора, каменной колокольни и архиерейского дома стоила 6 504 руб. 16 алт. 1 деньга. Из этого числа пожаловано из казны материалами (железом, кирпичом, известью) на 1496 руб. 20 алт. и деньгами в разное время 1425 руб. В 1691 году постройка собора была окончена.

Не имея пока средств для устройства в нем нового иконостаса, Афанасий временно пользовался иконостасом старого деревянного собора, указал поновлять старые образа, а также писать некоторые вновь.

Ровно через два года после освящения собора, 28 июля 1693 года в Холмогоры прибыл царь Петр I. Выделил из двинского таможенного сбора 300 руб. на устройство нового иконостаса, так как прежний вовсе не соответствовал размерам храма.

Как уже говорили, при соборе находилась отдельно стоящая каменная колокольня, построенная в том же 1685-м. Так вот, на ней было 14 колоколов, самый большой весом 178 пудов был вылит в Кегострове уже в царствование Екатерины II, полиелейный (110 пудов) – в Амстердаме в 1672 году, еще два колокола были вылиты заграницей в 1603 и 1618 годах, их перенесли на звонницу из других холмогорских церквей.

При жизни архиепископа Афанасия Преображенский собор по своему великолепию сделался первою церковью на Двине. Но после перенесения кафедры в Архангельск был перекрыт тесом, «закамарины» заделаны, а каменный свод на паперти разобран. В 1816–1817 годах главы и крыша собора были покрыты железом: главы выкрашены зеленью, а крыша чернядью. В последний раз собор капитально ремонтировали в 1883–1884 годах на средства Синода.

Второй общеизвестный факт о Холмогорах (помимо того, что это родина Ломоносова) – в здешних местах издревле живут поморы.-10

Кроме этого собора на «городище» существовали еще две церкви – Воздвиженская и Св. апостола Иакова. Обе деревянные, шатровые, с трапезами. При Воздвиженской церкви имелись в начале XVII века кельи для нищих. При церкви апостола Иакова проживало несколько монахов. Воздвиженская церковь сгорела одновременно с Преображенской и более не восстанавливалась. Церковь во имя Св. апостола Иакова существовала до времени назначения преосвященного Афанасия, затем была перенесена в архиерейский дом на сени и называлась «сенной» или Крестовой.

Спасо-Преображенский собор стал усыпальницей владыке Афанасию, здесь же были захоронены и другие архиепископы.

В 1920 году собор закрыли и устроили на его территории СЛОН – Северный лагерь особого назначения. В Холмогорах содержались 20 тысяч офицеров и солдат Белой армии, ополченцев, бывших чиновников и полицейских. Лагерь просуществовал до 1924 года.

Увы, все великолепие Спасо-Преображенского собора сохранилось лишь в записи в описной книге, составленной по указу владыки Афанасия еще в 1701 году. В первозданном виде он до сегодняшних дней не сохранился. Да что там! Храм разрушен, его стены дали трещины, нет глав, повреждена крыша. Стоит в лесах, как и колокольня. Но жив!

В следующей части обязательно расскажем про другие постройки на архиерейском дворе в Холмогорах.

А начало нашего рассказа о родине Ломоносова читайте и смотрите тут:

Оставайтесь с нами!

Сайт "Путешествия с собаками"
Дзен (Подписывайтесь!)
YouTube
Фото хозяйки
СМИ о нас