Найти тему
НУАР-NOIR

Категорически недооцененный советский мульт-персонаж

-2

Мы подразумеваем сыщика из мультфильма «По следам бременских музыкантов», бывшего вольным продолжением легендарной музыкальной анимации 1969 года. Причем, это был тот редкий случай, когда продолжение не уступало по популярности и качеству первой части.

Принимая во внимание то, что мультфильм начинается и заканчивается появлением сыщика, всё-таки он является главным действующим лицом проекта. Эта версия также подтверждается тем обстоятельством, что он наличествует во всех без исключения сценах мультфильма.

Опять же надо учитывать, что продолжение как таковое возникло именно с идеи ввести в действие эту фигуру, которой не было в предыдущих «Бременских музыкантах». Несмотря на то, что этот персонаж формально безымянный и обозначается обычно строкой из его же песенки – «гениальный сыщик» - его можно идентифицировать.

Исходя из автомобиля начала ХХ века и наряда, допустимо однозначно утверждать, что подразумевался Нат Пинкертон - герой дешевых брошюрок, выходивших в изобилии накануне революции в России. Впрочем, есть одна особенность: надо иметь в виду не героя палповых изданий, а его восприятие, изложенное у Кассиля в «Кондуите и Швамбрании». Дело в том, что в этой юношеской повести Пиктертона упоминают в связи с Шерлоком Холмсом.

Нередко говорили о некоторых политических подтекстах сюжета, нам эта версия кажется надуманной. Поиски пропавшей «наследницы», которая (по мнению состоятельных родителей) «связалась с плохой компанией», является сюжетной затравкой множества нуаров. Нередко это может быть опасение секты (вспоминайте «Священный дым») или «хиппи-убийц» в стиле «семьи Мэнсона» (ну как тут не вспомнить сериал «Водолей»).

Кадр из мультфильма «По следам бременских музыкантов» (1973)
Кадр из мультфильма «По следам бременских музыкантов» (1973)

Опять же поведение компании Трубадура выглядит вполне магическим – они водят ритуальные хороводы вокруг костра. Особо «посвященным» выглядит Пёс – это своего рода Шаман, который без спичек зажигает огнь, а в сцене преследования пытается пустить в сторону сыщика «ритуальную стрелу».

Кадр из мультфильма «По следам бременских музыкантов» (1973)
Кадр из мультфильма «По следам бременских музыкантов» (1973)

Образ сыщика интересен также тем, что он заметно опередил западного «инспектора Гаджета» - в его глаз вмонтирован фотоаппарат. И именно сыщик пытается в финале вновь преследовать «бременских», но на сей раз уже на аэроплане, что можно посчитать отсылкой к фильму Хичкока «К северу через северо-запад».

Кадр из мультфильма «По следам бременских музыкантов» (1973)
Кадр из мультфильма «По следам бременских музыкантов» (1973)

Из прочих интересных наблюдений можно добавить тёмную фигуру злого старичка, который пробует прогнать кошек, что есть невольная отсылка к Лавкрафту. Аналогичными чёрными фигурами (почти нуарное действие) являются разбойники, пришедшие из первой части мультфильма.

Кадр из мультфильма «По следам бременских музыкантов» (1973)
Кадр из мультфильма «По следам бременских музыкантов» (1973)

Они изрядно обогатили посредством своей песенки советскую криминальную лексику: «романтики с большой дороги», «работники ножа и топора» и т.д. Последний оборот «наградил» новым смыслом некогда весьма популярную композицию Эдуарда Хиля: «Привыкли руки к топорам».