Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Океаны на Марсе: Нойский период и новые открытия

Во-первых, от открытиях старых. Существование на Марсе гидросферы, – когда-то в прошлом (причём, о рамках «когда-то» речь и пойдёт ниже) – не новость. Русла рек были замечены на первых же подробных снимках, – и русла были такими, что не заметить их трудно… Но об этом тоже пойдёт речь ниже… Чуть позже на снимках удалось рассмотреть и «прибойные полки» – границы древних морей.

...Следовательно, о рамках. Геологическая история Марса традиционно делится на пернойский, нойский, гесперийский и амазонийский периоды. Которые, однако, настолько велики, что правильнее было бы именовать «эонами», как на Земле. Так, пренойский период соответствует катархейскому эону (4.5-4.2 миллиарда лет назад). Как и в случае нашей планеты, предполагалось, что кора такой древности не сохранилась. За пренойским периодом следовал соответствующий концу катархея, началу архея нойский период (4.2-3.7 миллиардов лет назад). Именно в это время на Марсе появились моря. После же наступил гесперийский период не вполне определённой продолжительности. Завершение оного датировалось между 3.5 и 2 миллиардами лет назад. В это время Марс высыхал, параллельно обзаводясь новыми достопримечательностями, – в виде самого высокого в Солнечной системе вулкана Олимп и самого глубокого каньона Маринер.

Наконец, последний период геологической истории Марса именуется амазонийским. Начавшись непонятно когда с грандиозных наводнений, амазонийский период продолжается до сих пор. На его протяжении Марс приобрёл современный вид.

И это – о старых открытиях. Новые же, внезапно, были совершены на Земле. Установлено в частности, что породы катархейского эона сохранились и более того, указывают на появление морей на планете не в конце эона (4.1 миллиарда лет назад), а уже в его начале (4.4-4.3 миллиарда лет назад). Земля тогда была ещё очень горячей, с совсем тонкой корой, но давление в 50 (а ранее предполагалось, что всего в 5) раз более плотной атмосферы, удерживало воду в жидкой фазе.

...Что это значит для Марса? Ну… Давление даже при той же плотности атмосферы (а она, скорее, была меньшей) там оказывалось вдвое ниже. Но с другой стороны на планете было прохладнее, чем на Земле. Так что, нойский период мог наступить раньше, нежели считалось. Проверить это, однако, современными средствами невозможно. Не смотря на деятельность посадочных аппаратов, возраст поверхности Марса всё ещё определяется очень грубо – по плотности кратерирования. Чем и объясняется колоссальный люфт в датировках.

-2

С другой же стороны, Марс предоставляет геологам возможности, на Земле отсутствующие. Это – очень консервативная планета, с чрезвычайно (по земным меркам) вялым вулканизмом и медленной эрозией. Настолько медленной, что речные русла нойского периода ещё видны. И данные русла имеют самый заурядный размер.

...О чём речь? О том, что в нойский, соответствующий раннему земному архею, период воды на Марсе было немного. Невелики, соответственно, были и реки. Планета оставалась горячей, но часть воды ещё только выходила из недр, часть же оставалась в атмосфере в виде пара. Грубо и приблизительно, к концу нойского периода (3.7 миллиардов лет назад?) атмосфера Марса была ещё в 5 раз плотнее современной земной, состояла из метана, углекислоты (лишь во вторую очередь) и аммиака. Температура же достигала 50 градусов Цельсия. Моря были очень солёными из-за высокого испарения и быстрого разрушения молодых пород реками, ядовитыми, до зелени отравленными серной кислотой… На фоне продолжающегося выпадения массивных обломков разрушенных планетоидов 4-го «марсианского» кольца… В общем, всё как мы любим. В смысле, всё как на Земле в эпоху зарождения жизни.

Всё как на Земле, но молодой Марс представить, всё-таки, проще. Не даром же земные ландшафты прошлого сравнивают с марсианскими. К видимой ныне картине, казалось бы, достаточно добавить сумрачную плотную дымку, моросящий кислотный дождь на грани кипения, безжизненные речные потоки, рассекающие пески… И вот последнее – лишнее. Молодой Марс не был планетой ржавых пыльных пустынь. Он был планетой чёрных лавовых полей. Реки бежали по камням, прорезая каньоны и унося песок во впадины кратеров. Пыли почти не было. Тем более, современной марсианской пыли, розовой от окисленного железа микрометеоритов. Ей предстояло копиться миллиарды лет.

Блог нуждается в поддержке. Кошелёк ЮMoney 4100 1168 3178 5907