Этот половик хранится у моих родителей со советских времён. Папина родственница ткала половики в деревне в 70-е годы.
Для основы покупали обычные толстые нити № 10 разного цвета для ручного шитья (их нельзя использовать на швейной машине), а уток -- это химическое волокно разного цвета.
Интересный способ обработки концов половика -- бейкой и швом зиг-заг. Очевидно, шили на советской швейной машинке "Чайка".
Видимо, половик из химического волокна хранится дольше, чем из "тряпок".
В 70-е годы бабушка и молодой папа собирали выброшенные бракованные мотки разноцветного химволокна на свалке неподалеку от рязанского химзавода. Их мыли в ванне и разбирали на полосы определенной ширины, мотали в клубки, привозили родственнице в деревню летом. Но папа не помнит ткацкого станка. Вроде родственница ткала зимой.
Я думаю, у родственницы был похожий станок, на котором ткали половики, которые были очень популярными в 70-е годе в городских квартирах.
Из статьи "Ткут половики в Паломе" из журнала «Вокруг света» за август 1979 года
А зимой, когда много свободного времени, ткут женщины в Паломе половики. Ткать умеют все, еще девчонками выучились у матерей. Прежде из тонкой льняной пряжи ткали на сарафаны, рубашки, полотенца, скатерти и простыни, рядно для мешков. Ткали и дорожки. «Всю зиму работали, «пластались»,— вспоминают женщины. Да и летом много труда отдавали льну, надо было его посеять, вытеребить, вымочить, размять, расчесать и только тогда уже прясть. Все это, конечно, делалось вручную. Сейчас, разумеется, свой лен никто не сеет и полотно больше не ткут; отпала необходимость в этой тяжелой работе, но осталось умение ткать, привычка к этому занятию. Зимние дни без него кажутся пустыми. Вот и ткут половики. Так прежнее ремесло, входившее в женские обязанности, приобрело характер творческого занятия «для души», стало радостью свободного часа.
Ткут уже не из льняной пряжи, а из тряпок, окрашенных в разные цвета, нарезанных на тонкие полосы и скрученных. В качестве основы берут простые катушечные нитки. Изменился не только материал, из которого ткут половики, изменились их размеры и рисунок. Половики теперь ткут широкие, шириной до 80 сантиметров, специально ради этого старые кросна переделывают. Скорей всего так делают потому, что половики перестали быть только дорожками, которыми застилают пол, их назначение стало более разнообразным — ими покрывают диваны, вешают как ковры над кроватями. Но для этого не совсем годится традиционный узор в виде разноцветных поперечных полос. Некоторые мастерицы делают новый рисунок — шашечный, из квадратиков (не без влияния, конечно, фабричных пледов и покрывал).
За день опытная мастерица, работая не отрываясь, может наткать до трех метров. Скапливаются за зиму в чуланах огромные рулоны половиков по тридцать с лишним метров. Вынесет женщина напоказ такой рулон, с гордостью за свою работу раскатит его по комнате. «А вот еще и так делаю, так могу!» — метнет под ноги другой мастерице. И вот уже вся комната полыхает красками, нарядная, праздничная. Кто выводит шашечный рисунок, кто ткет традиционные полосы, но все половики глубоко самобытны, и каждая из мастериц выражает в них себя.
Вот как могла выглядеть комната с такими половиками в деревенском доме. Орнамент называется "пироги", не часто встречался на половиках советских времён.