Территория Рязанской части Среднерусской возвышенности, испытавшая наибольшее в пределах области общее поднятие, отличается преобладанием по площади вторичной моренной равнины, для которой характерны пониженная мощность четвертичных отложений в целом и ледниковых в частности, наличие сплошного чехла лессовидных суглинков, залегание ледниковых отложений на поверхности коренных пород, плановое взаимосоответствие и сходство морфологических особенностей современных и погребенных под ледниковыми отложениями междуречий, унаследованное с доледникового времени развитие эрозионной сети.
На большей части междуречий мощность морены составляет 5-8 м. Пониженные мощности ледниковых отложений отмечаются в придолинных частях междуречий, где они в той или иной мере снесены.
Водно-ледниковые отложения распространены в бассейне среднего течения р. Плетенки и представлены толщей песков с прослойками гравия, супесей и суглинков. Мощность их колеблется от 4 до 8 м. Залегают они на морене, с поверхности, так же, как и ледниковые отложения, перекрыты покровными суглинками. Местами, вдоль долин, водно-ледниковые отложения залегают и под мореной.
Покровные суглинки повсеместно распространены на междуречьях, имеют мощность от 2 до 5 м. На придолинных пологонаклонных участках междуречий из-за интенсивного смыва, а ранее из-за процессов криосолифлюкции, мощность их понижена. В толще покровных суглинков отмечается неясная слоистость, в том числе связанная с наличием двух погребенных горизонтов палеопочв. Нижний залегает в основании толщи, верхний - на глубине до 2 м.
Из-подо льда в рязанской части Среднерусской возвышенности была экспонирована плосковолнистая поверхность, а на участках с наиболее густым и глубоким доледниковым расчленением - пологоувалистая. Локальные ледниковые аккумулятивные формы были нечасты и невыразительны, о чем свидетельствует наличие лишь редких, относительно невысоких холмов расплывчатых очертаний на уплощенных приводораздельных участках междуречий. Характерную для них форму пологих увалов, а в бассейне р. Рановы - увалов и холмов, современные междуречья приобрели по мере углубления (откапывания) водотоками доледниковых долин. Активное углубление долин определялось как изначально более высоким положением Среднерусской возвышенности по отношению к Окско-Донской равнине, так и за счет поднятия территории в позднем плейстоцене. На придолинных участках междуречий усиливалась денудация. Этому способствовало, в частности, и формирование новых врезов - оврагов и балок, проникавших в пределы междуречий и расчленявших их на систему коротких пологих увалов и холмов.
Долинно-балочная сеть рязанской части Среднерусской возвышенности отличается своей зрелостью, что выражается в почти полной эрозионной освоенности ложбин в пределах междуречий. Балочное звено с террасированными балками мало отличается от малых речных долин. Главная причина этого заключается в том, что почти все ныне существующие долины и крупные балки в виде, близком современному, сформировались уже в доледниковое время. Собственно послеледниковыми являются лишь верхние звенья балочной сети и овраги.
Накопление аллювия надпойменных террас синхронизируется с московским (третья терраса) и валдайским (вторая и первая) оледенениями. Для пойм характерна повышенная до 3 - 4 м мощность пойменной фации аллювия, отличающегося суглинистым составом и гумусированностыо. У подножий склонов отмечается накопление делювия.
Современные природные рельефообразующие процессы на междуречьях представлены в основном плоскостным и мелкоструйчатым смывом. Среднегодовая величина смыва на придолинных пологонаклонных поверхностях составляет 0,1 - 0,5мм.
В верховьях pp. Прони и Рановы и по левобережью Дона на участках с пониженной мощностью четвертичных отложений отмечаются многочисленные карстовые воронки - вдут карстовые процессы.
Довольно обычны западины типа «степных блюдец», в формировании которых участвуют процессы суффозии. Определенную роль играет дефляция, особенно па вспаханных участках осенью и весной до появления всходов.
Для склонов долин и балок, вскрывающих горизонты грунтовых и межпластовых вод, характерны оползневые процессы. Формируются как оползни-сплывы, так и крупноблоковые оползни. В долинах оползнями поражено до 40 % склонов, опирающихся на пойму.Эта территория отличается относительным снижением доли вторичных моренных равнин и более широким распространением поверхностей моренно-водно-ледниковой аккумуляции, в том числе долинных зандров, повсеместным распространением на междуречьях покровных лессовидных суглинков, меньшей освоенностью междуречий молодыми эрозионными врезами и, как следствие, лучшей сохранностью первичных неровностей на поверхностях ледниковой и водно-ледниковой аккумуляции, увеличением доли флювиальных поверхностей.
Расположение ледниковых и водно-ледниковых равнин вполне закономерно. Поверхности ледниковой аккумуляции, как правило, тяготеют к относительно приподнятым блокам, поверхности водно-ледниковой аккумуляции — к относительно опущенным. Мощность ледниковых отложений меняется от 1 до 30 м. Повышенные мощности морены, до 20 м и более, отмечаются в пределах погребенных врезов и в полосе, примыкающей к тектоническому уступу, отделяющему Среднерусскую возвышенность от Окско-Донской равнины.
Поверхности междуречий на участках ледниковой аккумуляции повсеместно несут чехол лессовидных суглинков мощностью от 2 до 6 м, редко более. Плановый рисунок современных междуречий и междуречий, выработанных в коренных (дочетвертичных) породах, в целом совпадает.
Из-за меньшей, чем на Среднерусской возвышенности, густоты эрозионного расчленения па окской покатости Окско-Донской равнины на значительных площадях почти в неизменном виде сохранился рельеф исходной поверхности ледниковой аккумуляции. Судя по плащеобразному залеганию морены, эта поверхность в основных чертах наследовала неровности доледникового рельефа. Весьма обычны ложбины стока талых ледниковых вод. Наиболее распространены они вблизи Окско-Донского водораздела. Ширина незаметно сливающихся с поверхностями междуречий ложбин доходит до 1 км и более. Во всех случаях в ложбинах располагаются верховья современных рек. Врезы в таких ложбинах вскрывают слой суглинков до 1,5 м и залегающие под ними торфяники мощностью до 3 м.
Переработка исходной поверхности ледниковой аккумуляции, очевидно, началась сразу после ликвидации глыб мертвого льда. В холодные эпохи на слабонаклонных поверхностях развивались процессы солифлюкции, в теплые — на незадернованных участках проявлялся плоскостной смыв. Слабая дренированность в условиях избыточного увлажнения способствовала заболачиванию ложбин стока талых ледниковых вод и локальных депрессий и накоплению в них торфа, что в конечном итоге еще больше сглаживало неровности исходной поверхности аккумуляции.
В процессе развития поверхностей ледниковой аккумуляции па междуречьях обособились такие «наложенные» формы рельефа, как западины. На ряде участков вблизи Окско-Донского водораздела их число достигает 10 -15 на км2, а занимаемая ими площадь — до 20 % поверхности. Генезис западни, имеющих глубину до 1,5 м и диаметр от 10 до 300 м, различен. В одних случаях они приурочены к понижениям в кровле морены, в других — к карстовым воронкам в известняках, подстилающих морену.
Часть из них, вероятно, имеет термокарстовое происхождение, а образование связано с просадочными явлениями в толще лессовидных суглинков.
Ведущими современными процессами переработки поверхности моренных равнин с чехлом покровных суглинков являются плоскостной и мелкоструйчатый смыв, наиболее активно проявляющийся на прпдолшшых слабонаклонных поверхностях междуречий, а также по периферии западин и на склонах ложбин стока талых ледниковых вод.
Поверхности водно-ледниковой аккумуляции сложены в основном песками и наиболее распространены на правобережье р. Цны, на междуречье Оки и Мокши, в северной части Окско-Цнинского плато, в южной части Пара-Пронской ложбины. Почти повсеместно они имеют небольшую, от 2 до 10 м, мощность и подстилаются ледниковыми отложениями.
Поверхности междуречий, сложенные водно-ледниковыми осадками, на большей их части плосковолнистые. На отдельных участках в их пределах отмечаются массивы заросших песчаных бугров, образованных в процессе перевевания субстрата. Местами пески и сейчас испытывают перевевание.
На Окско-Донской равнине по сравнению со Среднерусской возвышенностью относительно увеличена площадь поверхностей озерно-аллювиальной аккумуляции.
Флювиальные процессы, связанные с деятельностью постоянных и временных водотоков, то затухая (в холодные эпохи), то активизируясь (в теплые и влажные), развивались со времени окончания днепровского оледенения во взаимодействии со склоновыми процессами. В итоге сформировалась существующая ныне система эрозионных форм-долин, балок и оврагов.
Самая высокая из аллювиальных поверхностей — третья надпойменная терраса (московская). Она присутствует в долинах всех основных водотоков. Ширина сохранившихся ее фрагментов достигает 5 км. Ширина зон аккумуляции в долинах, учитывая положение фрагментов по обоим их бортам, достигала 8 — 10 км. Терраса цокольная. Цоколем служит морена днепровского возраста, реже подморенные флювиогляциальные и древнеаллювиальные пески. Мощность аллювиальных отложений, представленных преимущественно мелкозернистыми песками и супесями, составляет от 5 до 15 м. Судя по характерной для отложений московской террасы тонкой горизонтальной слоистости и наличию прослоев плов и глин, осадконакопление, по крайней мере периодически, осуществлялось в условиях слабопроточных озерных водоемов.
Вторая и первая надпойменные террасы (валдайские) протягиваются почти сплошными полосами шириной до 3 км и более в долинах основных водотоков и в долинах их притоков. Мощность аллювия в их пределах составляет от 6 до 16 м. Поверхность террас часто осложнена вытянутыми западинами и буграми (обычно песчаными), фиксирующими положение бывших стариц и грив. В пределах этих террас широко распространены торфяники, занимающие до 30 % площади их поверхности.
Поймы в основном выровненные, осложнены протоками и старичными озерами. В верховьях и в среднем течении pp. Прони и Пары под слоем суглинков и супесей вскрываются погребенные торфяники мощностью до 3 м. Характерно, что наряду с наличием торфяников относительно повышенной оказывается и мощность рыхлых (озерно-болотно-аллювиальных) отложений в контурах пойм в целом. По pp. Цне, Мокше, Паре, Ранове и Проне мощность голоценовых отложений достигает 10- 15 м. Все это может свидетельствовать о слабом опускании территории.
Склоны эрозионных форм по сравнению со Среднерусской возвышенностью занимают относительно меньшую площадь. Склоны оврагов и балок, как правило, выработаны в рыхлых четвертичных отложениях, исключение составляют балки и овраги, врезанные в уступ Окско-Цнинского плато, вскрывающие коренные породы, в том числе каменноугольные известняки.
Склоны крупных долин в своих верхних частях выработаны в четвертичных отложениях, в нижних — в дочетвертичных. В тех местах, где склоны опираются нa пойму и периодически подмываются водотоками, они имеют значительную крутизну, а их поперечные профили выпуклые, там же, где опираются на поверхности террас, — выпукло-вогнутые, отлогие.
Современные процессы, моделирующие склоны в том случае, когда базисами их денудации являются террасы — дефлюкция, а на распаханных участках — плоскостной и мелкоструйчатый смыв. В случае, когда склоны опираются на пойму (или днище балки) и в их пределах чередуются слои водопроницаемых и водоупорных пород и соответственно в их основании происходит разгрузка грунтовых и межпластовых вод, широкое развитие получают процессы сползания.