В одном из интервью известного французского художника бонсай Тьерри Фонта (Thierry Font) спросили: «Чего тебе не хватает, чтобы продвинуться в выращивании бонсай?». Он ответил: «У меня впереди еще 100 лет».
Тьерри Фонт умер в апреле 2014 года в возрасте 53 лет. Из-за болезни последний год своей жизни он был отлучен от занятий бонсай.
Несмотря на трагическое начало рассказа, я расскажу о красивом, светлом и талантливом человеке, жизнь которого состоялась.
Художник по профессии, в 1984 году он случайно увидел бонсай в одном из журналов.
«Шок был огромным, потому что в то время я искал другой способ выражения, отличный от того, что я изучал в изобразительном искусстве»
Несколько лет самостоятельных экспериментов оставили воспоминания о небольших «ростках», которые он пытался превратить в бонсай. Самые «старшие», выращенные им деревья – обыкновенные сосны, датируются 1989 годом.
Тьерри называл своих первых учителей - Жильбера и Кристин Лабрид (Gilbert et Christine Labrid). Позднее Фонту удалось познакомиться и подружиться с японским мастером Такео Кавабэ (Takeo Kawabe).
На протяжении нескольких лет с 2004 по 2012 год продолжалось их общение, которое сначала было ученичеством Фонта, а потом вылилось в совместный проект «Можжевельник» («Juniperus» ), названный позже «Финикия» («Phenicie» ), где в распоряжении Фонта было 10 финикийских можжевельников, работу над которыми наблюдал и Такео Кавабе.
Аналогичный проект «Махалеб» («Mahaleb» ) возник у Фонта в компании с Наото Иидзима (Naoto Iijima). 15 деревьев черемухи антипки или Магалебской вишни (prunus mahaleb) также росли в саду Фонта на юге Франции.
«Нужно понимать, что для того, чтобы хорошо проработать сущность, нужно много тем. Принцип проектов «Финикия» (с Такео Кавабе) или «Махалеб» (с Наото Иидзима), например, состоит в том, чтобы обработать большое количество деревьев, чтобы извлечь из них как можно больше информации»
Среди других учителей Фонт называл европейского мастера Хосепа М. Микеля (Josep Maria Miquel). А мечтой его было бы познакомиться с Кюдзо Мурата (Kyuzo Murata).
Тьерри Фонт не имел как таковых собственных учеников. Но он был постоянным автором журналов Bonsai Passion и Bonsai France. Он писал статьи, объясняя многие технические моменты формирования бонсай. Свои статьи он часто сопровождал графическими рисунками, которые так полюбились и запомнились его читателям.
«Его деревья <….> всегда очаровывали <…>. Его подход к бонсай и стремление к естественности с уважением к виду были очень убедительными. Его рисунки, одновременно точные и запоминающиеся...»
Он являлся демонстратором третьей (высшей) категории, которую присваивала Французская федерация бонсай, Фонт участвовал во множестве мероприятий самого разного уровня.
«Работайте решительно, но всегда уважая дерево, с помощью которого вы проводите свои демонстрации»
Он много лет оставался верен клубу Монтпелье (Bonsaï Club de Montpellier). Признавая Тьерри Фонта авторитетом в мире бонсай, его всегда характеризовали как обходительного и очень доступного собеседника.
«Что ты предпочитаешь и что ненавидишь в бонсай?»
«Я больше ничего не ненавижу, я справляюсь с проблемами, будь то человеческие или растительные, они всегда что-то приносят тебе, тебе решать, что именно»
Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.