Мой знакомый литератор Георгий (литературный псевдоним Джордж) - Фома Неверующий. Точнее, верить - он верит, но все время предъявляет высокоумные претензии к верующим. Например, утверждает, что все перекосы в общественной жизни являются следствием перекосов в вере. Вроде как в одного Христа веруем, говорит он, но сам Образ, который представляют люди, различный.
Например, сказано в Евангелии, что Бог есть Дух, а значит, не внешний материальный объект. А многие верующие приходят в золоченые храмы, чтобы поклонятся Богу-Царю. Прямо так и кланяются - как власть на земле имеющему Царю. И Царь этот в их представлении сидит где-то на троне в космосе и внимательно следит за молящимися. А те просят в основном все материальное - то квартиру, то ребенка, то здоровья телесного.
Так считает Джорж.
А духовного просят? Под мольбой понимают извинения у Царя за какие-нибудь проделки. Как же так? Ясно же сказано, что Царствие Божие внутри нас есть. Это значит, что наше душевное невидимое глазу устроение и является главным для вечности. Все остальное - служебное. Следствие нашего внутреннего устроения. Можно ходить в храмы и бить поклоны, а в душе носить с собой сущий ад. А можно каяться от сердца, в тайне молиться и за все "тайное воздастся явно". Это же Сам Бог сказал.
Так считает Джорж.
В результате имеем в общественной жизни следствие наших духовных заблуждений. Видим в Боге Царя земного, императора, который одних под суд, а других - к награде. Поклоняемся Юпитеру, пожинаем царствие материальное. И мало чем отличаемся от иных народов.
Так считает Джорж.
И вот еще - любит мой знакомый поддеть церковных людей какими-нибудь цитатами из религиозных философов. Нет-нет, а напомнит знаменитое изречение Хомякова о Церкви: "Есть какая-то глубокая фальшь в союзе религии с социальными треволнениями; стыдно становится за Церковь, до того низко упавшую, что она уже не совестится рекомендовать себя правительствам или народам, словно наемная дружина, выторговывающая себе за усердную службу денежную плату, покровительство или почет."
И не знаешь сразу, что ему возразить.