Найти тему
Старпер

Вслед за Франко из Долины павших удаляют останки его идейного предтечи

Не всем российским гражданам известна разница между фашизмом и нацизмом. Тем проще принимать любезно предлагаемое отечественной официальной пропагандой определение «нацистское» и «фашистское» (на выбор) для соседнего государства, где при этом, согласно той же пропаганде, проживают не нацисты или фашисты, а совсем даже наши родные братья.

Еще меньшему числу россиян известно название партии, которую долгое время возглавлял диктатор Испании Франсиско Франко. Для них он фашист – и точка.

И уж совсем мизерное количество соотечественников знает, что основателем Испанской фаланги был не Франко, а Хосе Антонио Примо де Ривера. Вокруг имени последнего не так давно поднялся большой шум, хотя погиб этот человек еще в 1936 году. О том, что же в наши дни привлекло внимание испанского общества к этому имени, рассказывается во вчерашней статье репортера «Эль Паис» Натальи Хункера.

В ПОНЕДЕЛЬНИК ПРИМО ДЕ РИВЕРА БУДЕТ ЭКСГУМИРОВАН ИЗ ДОЛИНЫ ПАВШИХ

Четвертое погребение основателя Фаланги состоится на мадридском кладбище Сан-Исидро. Семья отвергла вариант оставить останки в мемориальном комплексе, однако не на том почетном месте, где они находились до настоящего времени

В понедельник, 24 апреля, правительство совершит эксгумацию останков основателя Фаланги Хосе Антонио Примо де Риверы, погребенного в Долине Куэльгамурос, прежде носившей название Долины павших. Об этом сообщила газета «Ла Расон», а затем подтвердило наше издание. Выбранная дата совпадает со 120 годовщиной со дня рождения фалангистского лидера - 24 апреля 1903 года. Еще в 2010 году экспертный комитет, созданный правительством Хосе Луиса Сапатеро, предложил перенести его останки из той гробницы, в которой они находились (на почетном месте комплекса, рядом с главным алтарем), в одну из усыпальниц или в иное место, указанное семьей. В отличие от Франко, перенос останков которого также был рекомендован в докладе, эксперты установили, что Примо де Ривера действительно был жертвой Гражданской войны и мог оставаться в мемориале, пусть и лишившись особого места. После нескольких месяцев переговоров с правительством семья решила переместить его останки на мадридское кладбище Сан-Исидро. Это будет четвертое погребение основателя Фаланги. Глава администрации премьер-министра, министр по делам судов и демократической памяти Феликс Боланьос в четверг заверил, что это «ещё один шаг в переосмыслении сути Долины, направленный на то, чтобы там не воздавались почести и не превозносился ни один человек или идеология, воскрешающие в памяти диктатуру».

Хосе Антонио Примо де Ривера, сын диктатора Мигеля Примо де Риверы, был арестован в своем доме 14 марта 1936 года. Тогда же арестовали и остальных руководителей Фаланги. За два дня до этого, 12 марта, несколько фалангистов обстреляли в Мадриде профессора права, социалиста Луиса Хименеса де Асуа, одного из редакторов Конституции 1931 года. Он спасся, но в ходе покушения, как об этом вспоминают историки Хулиан Касанова и Карлос Хиль Андрес в «Истории Испании ХХ века», погиб его сопровождающий. Главное управление безопасности приказало арестовать политсовет и национальное руководство Фаланги. Судья вынес постановление о привлечении Примо де Риверы к уголовной ответственности за организацию преступного сообщества и приказал заключить его под стражу. Примо де Ривера был помещен в отделение политзаключенных мадридской тюрьмы Модело. Затем его перевели в тюрьму Аликанте, где он и находился в тот момент, когда вспыхнул военный мятеж, положивший начало Гражданской войне. 16 ноября 1936 года суд допросил его касательно связей с мятежниками и подготовки переворота. Примо де Ривера отверг обвинения в причастности к данным событиям. 18 ноября судьи удовлетворили ходатайство прокурора о вынесении ему смертного приговора. 20 ноября, в возрасте 33 лет, он был расстрелян. Его брат Мигель был приговорен к пожизненному заключению.

В то время произошло несколько обменов пленными, например, с участием того же Мигеля Примо де Риверы, которого обменяли на сына генерала Миахи. Однако, по словам испаниста Пола Престона, основатель Фаланги был лишен шанса на изменение своей судьбы из-за «отказа Франко от сотрудничества, уоторый сделал такое гарантированно невозможным». Автор книги «Испанский холокост» объясняет в написанной им биографии диктатора, что «Франко нуждался в Фаланге в качестве механизма политической мобилизации гражданского населения и средства внедрения мысли об определенной идентичности с идеалами немецких и итальянских союзников. Однако, если бы харизматичный Хосе Антонио Примо де Ривера появился в Саламанке, Франко никогда бы не смог доминировать в Фаланге или манипулировать ею так, как он это делал позже». Несмотря на все это, после казни Примо де Риверы «Франко максимально использовал возникшие пропагандистские шансы, показав себя готовым эксплуатировать факт безвозвратной потери героя, в то время как в частных разговорах он радовался, что тот не мешает ему своим присутствием». Новость о казни дошла до штаба Франко вскоре после того, как она была совершена, и в республиканской и французской прессе появились соответствующие публикации. Однако, продолжает Престон, объявление о смерти Примо де Риверы могло привести к укреплению позиций руководства Фаланги «в тот момент, когда сам Франко еще двигался по пути своего укрепления на вершине». Зная, что тот был расстрелян, Франко рассказал Серрано Суньеру, своему зятю и близкому другу Примо де Риверы, что его, вероятно, передали русским. «В то время как шла оркестровка культа личности Франко для его провозглашения наследником Хосе Антонио, каудильо в частных разговорах выказывал свою неприязнь к лидеру фалангистов», - утверждает испанист. - Однажды он дошел до того, что заявил, будто бы у него есть доказательства, что Примо де Ривера «умер как трус».

Появление мемориальных досок и надписей “павшим за Бога и Родину”, которыми заполнились церкви, - вспоминает Касанова - обязано указу 1938 года, который провозгласил дату расстрела Примо де Риверы “днем национального траура”.

20 ноября 1939 года, через три года после его казни республиканцами, тело основателя Фаланги было эксгумировано в Аликанте и доставлено в усыпальницу королей Эскориал. Перемещение тела приняло форму десятидневной процессии. "Были прерваны занятия в школах и университетах, чтобы учителя и преподаватели вскинули руку в фашистском приветствии и прокричали: «Хосе Антонио! Здесь!» - рассказывает Престон. В Мадриде останки были встречены высшим командованием всех трех видов войск и представителями нацистской Германии и фашистской Италии. В монастыре Сан-Лоренсо Эскориала были также возложены венки от Гитлера и Муссолини. Это было второе захоронение Примо де Риверы.

Прибытие тела основателя Фаланги Хосе Антонио Примо де Риверы в Долину павших 30 марта 1959 года. Всю 17- километровую дорогу из Эскориала гроб несли на плечах сторонники движения. ÁNGEL SÁNCHEZ JIMÉNEZ (CENTRO DE ESTUDIOS DE CASTILLA-LA MANCHA DE LA UNIVERSIDAD DE CASTILLA-LA MANCHA)
Прибытие тела основателя Фаланги Хосе Антонио Примо де Риверы в Долину павших 30 марта 1959 года. Всю 17- километровую дорогу из Эскориала гроб несли на плечах сторонники движения. ÁNGEL SÁNCHEZ JIMÉNEZ (CENTRO DE ESTUDIOS DE CASTILLA-LA MANCHA DE LA UNIVERSIDAD DE CASTILLA-LA MANCHA)

В марте 1959 года, незадолго до открытия монумента, с помощью которого он намеревался обессмертить свою победу, Франко обратился с письмом к сестре и брату Примо де Риверы: «По завершении строительства грандиозной базилики Долины павших, возведенной для приема героев и мучеников нашего Крестового похода, она представляется нам наиболее подходящим местом для того, чтобы в нем были захоронены останки вашего брата Хосе Антонио, на почетном месте, подобающем ему среди наших славных павших». Пилар и Мигель Примо де Ривера ответили диктатору: «После того, как возведена базилика Долины павших для того, чтобы, как вы сказали, принять героев и мучеников нашего Крестового похода, кажется справедливым и почетным для нас ваше намерение поместить в нее останки нашего брата». Могила под плитой весом 3500 кг, аналогичной той, которой спустя годы накроют гробницу Франко, была устроена рядом с главным алтарем. Это было его третье захоронение. Год спустя, в 1960 году, во время мессы, посвященной памяти основателя Фаланги, фалангист по имени Роман Алонсо Урдиалес выкрикнул: «Франко предатель!». Он был приговорен к 12 годам тюремного заключения «за оскорбление главы государства в священном месте».

Франко в сопровождении тогдашнего принца Хуана Карлоса Бурбона (сзади) возлагает цветы на могилу Примо де Риверы во время траурной церемонии, состоявшейся в Долине павших в 38-ю годовщину со дня его смерти. EFE
Франко в сопровождении тогдашнего принца Хуана Карлоса Бурбона (сзади) возлагает цветы на могилу Примо де Риверы во время траурной церемонии, состоявшейся в Долине павших в 38-ю годовщину со дня его смерти. EFE

Четвертое захоронение Примо де Риверы соответствует статье 54.4 Закона о демократической памяти, которая гласит, что в долине Куэльгамурос могут находиться только «останки людей, погибших вследствие войны» и «любые останки погибших, занимающие на территории,почетные места, будут перенесены». Перенос останков основателя Фаланги является еще одной вехой в процессе переосмысления сути монумента после эксгумации Франко в октябре 2019 года. Остается нерешенным вопрос о передаче - в случаях, когда таковое представляется возможным - останков по запросам родственников, об удалении бенедиктинской общины и о создании центра интерпретации истории на территории комплекса.

ДО НАСТУПЛЕНИЯ 2030 ГОДА ОСТАЕТСЯ 2445 ДНЕЙ (ПОЧЕМУ Я ВЕДУ ЭТОТ ОТСЧЕТ, СМ. В "ЧЕГО НАМ НЕ ХВАТАЛО ДЛЯ РЫВКА")

Догнать! Мы выбрали целью ни в чем не повинную Португалию. а она, возможно, даже не догадывается, что за ней гонятся.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц