В этой публикации я нарушу сразу два своих правила. Во-первых, будет не про стиль, а про моду. А во-вторых, про моду женскую.
Ужас, сам волнуюсь. Но у меня есть оправдание - текст то в принципе не про моду, а про человека. Который жил, работал, добивался. А такие истории всегда интересны.
Ну, поехали.
Сегодняшний герой - Чарльз Фредерик Уорт, французский модельер английского происхождения, который сделал в мире моды столько всего «впервые в мире», что заслужил память и уважение даже у тех, кто не носил ничего, кроме треников с кроссовками.
А началось все с того, что Уорт пропил и проиграл все, что можно и нельзя. Но не наш герой, а его беспутный папаша, линкольнширский стряпчий. Мы должны его поблагодарить, ведь если бы не его тяга к порокам, его пацан, может, так и просидел бы всю жизнь в английском захолустье, тоже составляя крестьянам иски в суд. Но папаня пропил все, парню банально нечего было есть и он рванул в Лондон, еле дотянув до 13-го дня рождения.
Там он устроился в мануфактуру, которая в том числе возила в Лондон всякое красивое для дам из Парижу. И Чарльзу тоже показалось красиво. Нахватавшись знаний по музеям и опыта в мануфактуре, он понял, что ему нужно в Париж, по делу, срочно. Вуаля - 20 летний смышленый паренёк уже работает продавцом в известном парижском Maison Gagelin, обслуживающем богатых клиентов. Уорт очень быстро получает повышение по службе и закручивает служебный роман с коллегой - продавщицей Мари Августиной Верне. Внимание! Именно благодаря этой женщине Уорт стал Уортом, а мир моды таким, какой он и есть сейчас.
Но не будем торопиться. Уорт женился на Мари и сосредоточился на карьере продавца. Он был хорошим продавцом, умел предложить и показать и активно крутил вокруг покупательниц деревянные манекены, на которых тогда демонстрировалась одежда на продажу. И тут Чарльза осенило. Он придумал показывать клиенткам платья на своей жене. Так Мари Верне стала первой в мире моделью, а Чарльз Уорт создателем первого в мире дефиле. Покупательницам понравилось, а Чарльз решил самостоятельно разработать несколько платьев для своей жены, которые должны были не только подчеркнуть отличные товары в магазине, но и стать ходячей рекламой его самого. Платья получились безукоризненные и элегантные, Мари тусила в них без устали. И народ попер в магазин. Осмелевший Чарльз потребовал себе отдельное помещение и стал в нем немножечко шить. И стал первым в мире мужчиной-модельером.
И не только. Он отказался шить то и так, как хотели взбалмошные клиентки, нередко не отягощенные знаниями и вкусом. Теперь все перевернулось. Чарльз впервые в мире создал маркетинговую модель, которая работает и сейчас. Выглядело это так. Сначала Чарльз придумывал платья отличного дизайна и элегантности. Потом он отшивал их для Мари. Мари ходит в них на работу, а также посещает в них потенциальных клиентов. Клиенты офигевают и в огромном количестве кидаются заказывать платья у Чарльза, который лишь слегка изменяет их под каждую клиентку. Схема оказалась, как сейчас говорят, рабочая.
Деньги потекли рекой. К работодателям Уорта. Он же пока вынужден был ограничиваться лишь растущей популярностью и победами на международных выставках. Амбиций и идей у Уорта уже было хоть отбавляй, не было лишь свободы. И спонсора.
В 1858 году спонсор нашёлся - богатый швед Отто Боберг. Они открывают в доме 7 на rue de la Paix фирму «Боберг и Уорт». Небольшую, всего 20 швей. И с Мари в качестве главной модели и продвигателя продукции, то есть пиарщицы.
Работа закипела. Уорт набирал популярность, в его платьях ходило все больше дам и они мелькали на все более высокопоставленных балах. Ну а Уорт решил расширить целевую аудиторию. Он начал шить не только эксклюзивные шедевры, но и более простую одежду, выпуская новинки для каждого сезона. И опять первым в мире он начал создавать (и продавать) полный женский гардероб. Его клиентки могли купить безукоризненные и выполненные в едином стиле утренние, дневные и вечерние платья, платья для свадеб и маскарадов, популярные сценические образы и даже ночные костюмы и пижамы. Такого раньше не было никогда.
Но Уорту было мало. Он понимал, что нужно что-то, а лучше кто-то, чтобы пробить его нынешний потолок. На помощь пришла верная жена. Мари оделась понаряднее в мужнино платье и направилась прямиком в австрийское посольство. Нет, не к послу, фантазеры вы мои. А к его жене. Женой австрийского посла в Париже в это время случилось быть не кому попало, а княгине Паулине Клементине фон Меттерних, светской львице, блестящей представительнице дворов императора Франца-Иосифа в Париже и наоборот, императора Наполеона III в Вене, внучке и невестке (не спрашивайте) канцлера Меттерниха. И подруге жены Наполеона III императрицы Франции Евгении. О которой позже.
И вот заходит к этой самой фон послихе наша Мари вся такая нарядная (попробуйте сейчас так запросто зайти к жене хотя бы посла Вануату. А вот Мари зашла). И жена посла такая - ах, а где вы такой прикид модный оторвали, незнакомая дамочка? Ну Мари и включила на полную свой талант пиарщицы. В итоге ушла от фон Паулины с годовым рекламным… ой, с заказом сразу на два платья, причём одно из них для императорского бала («скажи своему, чтоб такое платье мне сшил, чтоб у этой Женьки крашеной, императрицы сраной, глазья ее бесстыжие от зависти лопнули»).
Это был шанс. Уорт, который и раньше из напёрстка не вылезал, расстарался на славу и сшил-таки шедевр. Вот как описано это платье: «это было восхитительное платье из белого тюля, украшенное серебряными звёздами и усыпанное вышитыми вручную маргаритками с розовыми сердечками, заключёнными в пучки полевой травы. Цветы были покрыты воздушной тюлевой вуалью, а талию украшал белый сатиновый пояс». Надеюсь, женщин описание вдохновило, а то я чуть не уснул, переписывая. Картинки не нашел, извините.
А вот императрицу Евгению платье точно вдохновило. На следующий день после бала Чарльз Уорт был приглашён во дворец Тюильри, и императрица Евгения по итогам встречи стала его заказчиком, покровителем и самым большим поклонником. Через пять лет у Уорта была полная монополия на гардероб императрицы Евгении. Она, кстати, считалась тогда законодательницей мод Европы, поэтому шмотки полюбляла по-императорски. Объём ее заказов Уорту был ошеломительным. Например, только для поездки на открытие Суэцкого канала она заказала ему больше ста (!!!) платьев.
Но Уорт не бросал остальных клиентов. На него уже строчило более 1200 швей, а клиентками стали все: Сара Бернар , певицы, актрисы и самые дорогие куртизанки и содержанки Парижа.
Чарльз Уорт к своим 40 годам стал самым востребованным и самым дорогим модельером Парижа. И не только.
Но тут произошла война. Которая смыла императрицу вместе с империей и шведа, который дал денег (вы его ещё помните? Он в начале текста мелькнул). Но Уорт продолжал работать. Он создал первый в мире самый настоящий Дом моды. Создал Haute Couture. Первым стал использовать людей в качестве моделей. Первым стал пришивать именные метки на одежду, защищаясь от подделок. Первым стал применять демонстрационную технику продаж.
А ещё он первым в мире создал полноценную дистрибуционную цепочку. Ещё в 1855 году он стал продавать свою одежду иностранцам и о нем узнала сначала Европа, а чуть позже и Америка. Он продавал свои эксклюзивные модели и право их распространения в любом месте. Позже он перешёл к полноценному экспорту и распространению своих серийных коллекций на внутреннем рынке любой страны.
А потом наступила республика и в мире победила буржуазная революция.
Роскошь и помпезность ушли. Уорт тосковал по своей императрице и даже ежегодно отправлял ей в ссылку букет пармских фиалок, перевязанный ленточкой с вышитым золотом своим именем.
А попутно он создал Синдикат Высокой Моды. Который существует и сейчас и куда стремятся все модельеры мира, чтобы стать кутюрье. Целью Уорта были защита портных от подделок и предложение клиентам высочайшего класса эксклюзива, который отличал бы их от простых буржуа. Только члены Синдиката называются словом кутюрье. Уорт установил высочайшие требования для членства в Синдикате. Одежда должна изготавливаться по индивидуальному заказу (помните, сам Уорт в начале карьеры от этого ушел) , только с применением ручной работы, что, по его мнению, обеспечивало высочайшее качество и эксклюзив на фоне распространения швейных машин. Кроме того, члены Синдиката обязывались проводить регулярные показы для клиентов дважды в год.
С первым требованием не срослось: сейчас допускается до 30% машинных строчек. А вот коллекции так по сей день и показывают дважды в год.
Как и поставил полтора века назад великий Чарльз Уорт, создатель современного мира моды.