Найти тему
3,9K подписчиков

Чарльз Уорт, человек, создавший моду

308 прочитали

В этой публикации я нарушу сразу два своих правила. Во-первых, будет не про стиль, а про моду. А во-вторых, про моду женскую. 

Ужас, сам волнуюсь. Но у меня есть оправдание - текст то в принципе не про моду, а про человека. Который жил, работал, добивался. А такие истории всегда интересны.

Ну, поехали. 

Сегодняшний герой - Чарльз Фредерик Уорт, французский модельер английского происхождения, который сделал в мире моды столько всего «впервые в мире», что заслужил память и уважение даже у тех, кто не носил ничего, кроме треников с кроссовками.

 В этой публикации я нарушу сразу два своих правила. Во-первых, будет не про стиль, а про моду. А во-вторых, про моду женскую.  Ужас, сам волнуюсь.

 

А началось все с того, что Уорт пропил и проиграл все, что можно и нельзя. Но не наш герой, а его беспутный папаша, линкольнширский стряпчий. Мы должны его поблагодарить, ведь если бы не его тяга к порокам, его пацан, может, так и просидел бы всю жизнь в английском захолустье, тоже составляя крестьянам иски в суд. Но папаня пропил все, парню банально нечего было есть и он рванул в Лондон, еле дотянув до 13-го дня рождения. 

Там он устроился в мануфактуру, которая в том числе возила в Лондон всякое красивое для дам из Парижу. И Чарльзу тоже показалось красиво. Нахватавшись знаний по музеям и опыта в мануфактуре, он понял, что ему нужно в Париж, по делу, срочно. Вуаля - 20 летний смышленый паренёк уже работает продавцом в известном парижском Maison Gagelin, обслуживающем богатых клиентов. Уорт очень быстро получает повышение по службе и закручивает служебный роман с коллегой - продавщицей Мари Августиной Верне. Внимание! Именно благодаря этой женщине Уорт стал Уортом, а мир моды таким, какой он и есть сейчас. 

Но не будем торопиться. Уорт женился на Мари и сосредоточился на карьере продавца. Он был хорошим продавцом, умел предложить и показать и активно крутил вокруг покупательниц деревянные манекены, на которых тогда демонстрировалась одежда на продажу. И тут Чарльза осенило. Он придумал показывать клиенткам платья на своей жене. Так Мари Верне стала первой в мире моделью, а Чарльз Уорт создателем первого в мире дефиле. Покупательницам понравилось, а Чарльз решил самостоятельно разработать несколько платьев для своей жены, которые должны были не только подчеркнуть отличные товары в магазине, но и стать ходячей рекламой его самого. Платья получились безукоризненные и элегантные, Мари тусила в них без устали. И народ попер в магазин. Осмелевший Чарльз потребовал себе отдельное помещение и стал в нем немножечко шить. И стал первым в мире мужчиной-модельером. 

 В этой публикации я нарушу сразу два своих правила. Во-первых, будет не про стиль, а про моду. А во-вторых, про моду женскую.  Ужас, сам волнуюсь.-2

И не только. Он отказался шить то и так, как хотели взбалмошные клиентки, нередко не отягощенные знаниями и вкусом. Теперь все перевернулось. Чарльз впервые в мире создал маркетинговую модель, которая работает и сейчас. Выглядело это так. Сначала Чарльз придумывал платья отличного дизайна и элегантности. Потом он отшивал их для Мари. Мари ходит в них на работу, а также посещает в них потенциальных клиентов. Клиенты офигевают и в огромном количестве кидаются заказывать платья у Чарльза, который лишь слегка изменяет их под каждую клиентку. Схема оказалась, как сейчас говорят, рабочая.

Деньги потекли рекой. К работодателям Уорта. Он же пока вынужден был ограничиваться лишь растущей популярностью и победами на международных выставках. Амбиций и идей у Уорта уже было хоть отбавляй, не было лишь свободы. И спонсора. 

В 1858 году спонсор нашёлся - богатый швед Отто Боберг. Они открывают в доме 7 на rue de la Paix фирму «Боберг и Уорт». Небольшую, всего 20 швей. И с Мари в качестве главной модели и продвигателя продукции, то есть пиарщицы.

Работа закипела. Уорт набирал популярность, в его платьях ходило все больше дам и они мелькали на все более высокопоставленных балах. Ну а Уорт решил расширить целевую аудиторию. Он начал шить не только эксклюзивные шедевры, но и более простую одежду, выпуская новинки для каждого сезона. И опять первым в мире он начал создавать (и продавать) полный женский гардероб. Его клиентки могли купить безукоризненные и выполненные в едином стиле утренние, дневные и вечерние платья, платья для свадеб и маскарадов, популярные сценические образы и даже ночные костюмы и пижамы. Такого раньше не было никогда. 

Но Уорту было мало. Он понимал, что нужно что-то, а лучше кто-то, чтобы пробить его нынешний потолок. На помощь пришла верная жена. Мари оделась понаряднее в мужнино платье и направилась прямиком в австрийское посольство. Нет, не к послу, фантазеры вы мои. А к его жене. Женой австрийского посла в Париже в это время случилось быть не кому попало, а княгине Паулине Клементине фон Меттерних, светской львице, блестящей представительнице дворов императора Франца-Иосифа в Париже и наоборот, императора Наполеона III в Вене, внучке и невестке (не спрашивайте) канцлера Меттерниха. И подруге жены Наполеона III императрицы Франции Евгении. О которой позже. 

И вот заходит к этой самой фон послихе наша Мари вся такая нарядная (попробуйте сейчас так запросто зайти к жене хотя бы посла Вануату. А вот Мари зашла). И жена посла такая - ах, а где вы такой прикид модный оторвали, незнакомая дамочка? Ну Мари и включила на полную свой талант пиарщицы. В итоге ушла от фон Паулины с годовым рекламным… ой, с заказом сразу на два платья, причём одно из них для императорского бала («скажи своему, чтоб такое платье мне сшил, чтоб у этой Женьки крашеной, императрицы сраной, глазья ее бесстыжие от зависти лопнули»). 

Это был шанс. Уорт, который и раньше из напёрстка не вылезал, расстарался на славу и сшил-таки шедевр. Вот как описано это платье: «это было восхитительное платье из белого тюля, украшенное серебряными звёздами и усыпанное вышитыми вручную маргаритками с розовыми сердечками, заключёнными в пучки полевой травы. Цветы были покрыты воздушной тюлевой вуалью, а талию украшал белый сатиновый пояс». Надеюсь, женщин описание вдохновило, а то я чуть не уснул, переписывая. Картинки не нашел, извините.

А вот императрицу Евгению платье точно вдохновило. На следующий день после бала Чарльз Уорт был приглашён во дворец Тюильри, и императрица Евгения по итогам встречи стала его заказчиком, покровителем и самым большим поклонником. Через пять лет у Уорта была полная монополия на гардероб императрицы Евгении. Она, кстати, считалась тогда законодательницей мод Европы, поэтому шмотки полюбляла по-императорски. Объём ее заказов Уорту был ошеломительным. Например, только для поездки на открытие Суэцкого канала она заказала ему больше ста (!!!) платьев. 

 В этой публикации я нарушу сразу два своих правила. Во-первых, будет не про стиль, а про моду. А во-вторых, про моду женскую.  Ужас, сам волнуюсь.-3
 В этой публикации я нарушу сразу два своих правила. Во-первых, будет не про стиль, а про моду. А во-вторых, про моду женскую.  Ужас, сам волнуюсь.-4
 В этой публикации я нарушу сразу два своих правила. Во-первых, будет не про стиль, а про моду. А во-вторых, про моду женскую.  Ужас, сам волнуюсь.-5

Но Уорт не бросал остальных клиентов. На него уже строчило более 1200 швей, а клиентками стали все: Сара Бернар , певицы, актрисы и самые дорогие куртизанки и содержанки Парижа. 

Чарльз Уорт к своим 40 годам стал самым востребованным и самым дорогим модельером Парижа. И не только. 

Но тут произошла война. Которая смыла императрицу вместе с империей и шведа, который дал денег (вы его ещё помните? Он в начале текста мелькнул). Но Уорт продолжал работать. Он создал первый в мире самый настоящий Дом моды. Создал Haute Couture. Первым стал использовать людей в качестве моделей. Первым стал пришивать именные метки на одежду, защищаясь от подделок. Первым стал применять демонстрационную технику продаж. 

А ещё он первым в мире создал полноценную дистрибуционную цепочку. Ещё в 1855 году он стал продавать свою одежду иностранцам и о нем узнала сначала Европа, а чуть позже и Америка. Он продавал свои эксклюзивные модели и право их распространения в любом месте. Позже он перешёл к полноценному экспорту и распространению своих серийных коллекций на внутреннем рынке любой страны.

А потом наступила республика и в мире победила буржуазная революция. 

Роскошь и помпезность ушли. Уорт тосковал по своей императрице и даже ежегодно отправлял ей в ссылку букет пармских фиалок, перевязанный ленточкой с вышитым золотом своим именем. 

А попутно он создал Синдикат Высокой Моды. Который существует и сейчас и куда стремятся все модельеры мира, чтобы стать кутюрье. Целью Уорта были защита портных от подделок и предложение клиентам высочайшего класса эксклюзива, который отличал бы их от простых буржуа. Только члены Синдиката называются словом кутюрье. Уорт установил высочайшие требования для членства в Синдикате. Одежда должна изготавливаться по индивидуальному заказу (помните, сам Уорт в начале карьеры от этого ушел) , только с применением ручной работы, что, по его мнению, обеспечивало высочайшее качество и эксклюзив на фоне распространения швейных машин. Кроме того, члены Синдиката обязывались проводить регулярные показы для клиентов дважды в год. 

С первым требованием не срослось: сейчас допускается до 30% машинных строчек. А вот коллекции так по сей день и показывают дважды в год. 

Как и поставил полтора века назад великий Чарльз Уорт, создатель современного мира моды.

 В этой публикации я нарушу сразу два своих правила. Во-первых, будет не про стиль, а про моду. А во-вторых, про моду женскую.  Ужас, сам волнуюсь.-6