Увидев Менона за статуей Афины, Стильпон и Федон подошли к нему. После долгого разговора им удалось убедить Менона, что они вовсе не имели в виду нанести оскорбление Зевсу и Афине в ходе своей беседы. Помощник Федона согласился с ними, но, спустя какое-то время, он всё-таки написал донос в гелиэю - суд города. В нём он указал членам суда - гелиастам, что Стильпон не считает Афину богом. Философа вызвали в суд. В назначенный день он поднялся на Агору и подошёл к зданию гелиэи. Находчивость Стильпона не знала границ, но всё же он долго обдумывал свои ответы. Архонт-фесмофет зачитал обвинение:
-Стильпон повинен в том, что не признаёт богом Афину, дочь Зевса. В случае подтверждения этого он должен покинуть Афины.
Стильпон отвечал:
-О мужи-афиняне! В храме богини Афины я имел беседу со скульптуром Федоном. Мы долго говорили о достоинствах отца и его прекрасной дочери. И посудите сами, как мог я не восторгаться творением великого мастера, если его весь город считает гением! И если Менон упрекает меня в непочитании богини, то, наверное, он не правильно меня понял, что-то не услышал и домыслил на свой лад. Да и как я мог проявить своё неуважение к богине? Ведь в этом случае её великий отец поразил бы меня своей молнией.
Среди судей гелиэи поднялся большой шум, они посоветовались и через какое-то время архонт-фесмофет огласил решение членов суда:
-Мы услышали твой ответ, Стильпон, и не согласны с твоими доводами. Боги иногда откладывают своё наказание, давая время смертным людям самим исправить содеянное. Есть ли у тебя иные доводы?
Стильпон ответил:
-О мужи-афиняне! Рассудите сами, если бы я не почитал богиню, то Менон должен был сразу остановить меня и указать на это. А раз он это не сделал, следовательно, он не побоялся гнева богини. И в таком случае мог ли я произнести слова, оскорбительные для богини? И можно ли тогда верить словам плохо слышащего человека?
Снова поднялся шум среди гелиастов. Они пригласили к себе Менона и стали обсуждать с ним этот вопрос. Через длительное время архонт-фесмофет сказал:
-Менон не остановил тебя, внушённый волей Афины. Он боялся, что ты сможешь его убить. Есть ли у тебя ещё доводы?
Стильпон ответил:
-Как мог я убить его там в храме перед глазами богини? Я не могу себе представить, разве вы считаете Афину слепой? Если даже он не понял мои слова правильно и сказал, что я не считаю богиню Афину богом, то в чём я не прав? Она ведь действительно богиня, а не бог, поскольку богом мы считаем существо мужского пола, а богиня Афина женщина.
В гелиэи поднялся большой шум, судьи долго совещались. Наконец после громких споров архонт-фесмофет огласил решение гелиастов:
-Философ Стильпон виновен в неуважении к богам и должен покинуть город Афины немедленно.
...В старинной рукописи Диоген Лаэртский внимательно читал обсуждение дела философа Стильпона в гелиэи, а потом написал в своей книге:"За это его привлекли к суду Ареопага. Он не отпирался, а утверждал, что рассуждение его правильно: Афина действительно не бог, а богиня, потому что она женского пола. Тем не менее судьи приказали ему немедля покинуть город".