Найти в Дзене
Дневник топографа

В строительной бригаде Худеева. Отрывок из девятой тетради

Административно-хозяйственная деятельность в качестве начальника экспедиции не позволяла мне выезжать в полевые бригады. Большое внимание приходилось уделять обороту и списанию товарно-материальных ценностей, организации доставки различных грузов и сотрудников предприятия в подразделения экспедиции, составлению различных отчётов, формированию оперативных сводок о проделанной работе, взаимодействию с другими организациями и органами власти.

В конце июля из управления ВостСибАГП пришло распоряжение о необходимости в ближайшие сроки составить и описать схему монтажа в полевых условиях тригонометрического пункта высотой более тридцати метров. Следовало по возможности сфотографировать наиболее важные этапы этого технологического процесса и собранные материалы незамедлительно отправить в Москву, где творческий коллектив инженеров и учёных работал над созданием учебника для высших учебных заведений и техникумов.

Я решил лично выполнить это поручение. Добраться до ближайшей бригады строителей Худеева Елизара Ивановича по воде не составляло большого труда. Этот поход не мог занять много времени, и моё отсутствие никак не должно было сказаться на производственной деятельности предприятия. Вдохновлённый этой идеей, я стал соображать, где можно раздобыть хороший фотоаппарат. В голову пришла мысль, что в редакции местной газеты наверняка имеется качественная аппаратура для съёмки. Я позвонил в газету. Редактор с большим вниманием меня выслушал и выдвинул встречное предложение: собранный материал можно использовать для развёрнутой статьи, посвящённой работе нашего предприятия в Братском районе. Спустя час ко мне в кабинет ворвался молодой корреспондент, готовый немедленно отправиться хоть на край света. Мы договорились с Сергеем (так звали фотокора) о том, что встретимся в пять утра следующего дня на берегу Ангары.

До табора строителей предстояло проплыть по реке примерно двадцать пять километров и затем около трёх – пройти от берега вглубь тайги. Я хорошо знал, где находится бригада, но понятия не имел, на каком этапе находится строительство очередного пункта. Тем не менее, полагаясь всего лишь на удачу, я решился на этот поход.

Ранним утром следующего дня мы с Сергеем на небольшой лодке отправились вверх по течению Ангары. Стоял густой и низкий туман, поэтому пришлось двигаться рядом с береговой линией. Я уселся на корму с ружьём, а Сергей взялся за вёсла. Нырковые утки небольшими стаями отдыхали на воде возле берега и взлетали, увидев приближение лодки. Благодаря плохой видимости они подпускали к себе очень близко, поэтому результативность моей стрельбы была высокой. В результате полтора десятка тушек лежали в моём рюкзаке.

Туман рассеялся, когда мы достигли места впадения в Ангару её большого притока – реки Оки. Лес здесь далеко отступал от воды. Пологий берег манил к себе, но я решил не останавливаться, а лишь попросил Сергея сделать несколько снимков этого живописного места. Уже потом, рассматривая готовые фотографии, я обнаружил запечатлённого на них молодого сохатого, который стоял на открытом месте и смотрел в нашу сторону, но мы его не заметили. Бывает же такое…

Интуиция не обманула меня: в бригаду строителей мы прибыли своевременно. Во-первых, поспели как раз к обеду, а во-вторых, монтаж триангуляционного пункта был назначен на следующий день.

Сразу после обеда я передал привезённую корреспонденцию, затем провёл собрание с трудовым коллективом. Когда строители узнали о цели нашего приезда, то были очень воодушевлены тем, что освоенные ими методы и приёмы работ будут изучены на самом высоком уровне.

Рабочие с энтузиазмом приступили к работе, желая продемонстрировать своё профессиональное мастерство. Сигнал, который предстояло воздвигнуть, был действительно исполинских размеров: четыре тридцатипятиметровые рамы лежали на земле. Каждая рама представляла собой столбы, сбитые между собой венцами и крестовинами. Монтаж сигнала начинается с того, что на земле две рамы надёжно сшиваются, образуя противоположные грани. Их с помощью системы полиспастов, тросов и блоков поднимают, выставляют друг к другу и крепят уже на месте с помощью деревянных гвоздей, забиваемых в уже готовые отверстия. Далее всю конструкцию ещё раз скрепляют венцами и крестовинами. В завершение устраивается лестница, стол для прибора и навес.

При организации подъёмных, верхолазных и высотных работ требуется грамотный и опытный руководитель. Таким был техник Худяков Елизар Иванович. Он зорко следил за действиями каждого рабочего, своевременно отдавал чёткие распоряжения, без суеты делал замечания, если кто-то замешкался, сам был готов вмешаться в работу, не упуская при этом никого из виду. Я, признаться, был впечатлён слаженной работой бригады и после завершения работ объявил всем благодарность.

Материалы, собранные мной для описания производственного процесса строительства сигнала, иллюстрировались большим количеством фотографий, сделанных фотокором, а также схемами блоков и полиспастов, которые начертил Худяков Е.И. В завершение возле готового триангуляционного пункта был сделан групповой снимок на память.

С полным текстом можно ознакомиться по ссылке:

https://www.chitalnya.ru/work/2908413/