«Золотой глаз» 1995 года, семнадцатый фильм бондианы – и первый, вышедший после официального окончания Холодной войны и распада СССР.
Это уже не Советский Союз, это уже Россия. «Демократическая», «капиталистическая». Джеймс Бонд воюет уже не с «Империей Зла», а только с отдельными преступниками-заговорщиками.
Но всё равно он спокойно и даже с улыбочкой, с шуточкой-прибауточкой, крошит из автомата молодых солдат-призывников, утюжит танком Санкт-Петербург, легонько поправляя галстук…
Первый раз я смотрел этот фильм в школьном возрасте – и он мне страшно нравился. Но однажды неприятное осознание кольнуло меня – это что ж такое происходит? Это что мне показывают? А если меня скоро в армию призовут, отправят служить куда-нибудь, а там вдруг произойдёт международный инцидент? И какой-нибудь британский агент, элегантный обаятельный мистер Бонд, меня тоже вот так покрошит из автомата, глазом не моргнув?
Надо быть очень внимательными с тем, какое влияние подобные фильмы оказывают на зрителя – особенно на подростков и молодёжь.
* * *
Если продолжить разговор об этике, то среди боевиков и приключений лучше уж «Форсаж», чем бондиана.
И там и там сюжеты примерно одинакового интеллектуального уровня. Но!
Кто крутой парень в фильмах о Джеймсе Бонде? Тот, кто ведёт беспорядочную половую жизнь без обязательств – минимум с двумя женщинами за фильм по канонам бондианы.
Кто крутой парень в фильмах «Форсаж»? Тот, кто встречается с одной женщиной, верен ей, создаёт с ней семью и потом воспитывает детей.
Романтические сцены в этих двух франшизах, внешне похожие, формируют очень разные образы крутизны, несут разные смыслы и ценности.