Автор Т. А. Куликовская
Чистоговорка («чисто говорим») — это специальное стихотворное упражнение, в котором многократно повторяется один и тот же звук. Чистоговорки относятся к малым жанрам фольклора (к малым жанрам фольклора относят также прибаутки, потешки, заклички, пословицы, загадки и др.). Чистоговорки — это небольшие по объему произведения, написанные в шуточной форме, в них часто говорится о людях, животных, птицах, насекомых. Простота и народность этих стишков позволяют широко использовать их в логопедической практике. Чистоговорки используют для развития дикции, силы голоса, речевого дыхания, слухового внимания, артистических данных, чувства ритма, обогащения словаря.
В чистоговорках можно тренировать разные речевые звуки. Но обычно в чистоговорках повторяются трудные для произношения звуки: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р.
Сначала чистоговорки произносятся в медленном темпе, при этом четко проговариваются все звуки. Необходимо следить за темпом произнесения стихотворного текста. Для облегчения контроля над темпом речи полезно дирижировать рукой, отбивать ритм ногой или рукой. Взрослый может проговаривать чистоговорки вместе с ребенком. Затем можно увеличить темп речи, не теряя четкости артикулирования всех звуков.
Чистоговорки нужны для автоматизации речевых звуков. Если ребенок научился правильно произносить трудный звук, но пока не пользуется им в обычной речи, необходимо многократно повторять этот звук в слогах, словах, предложениях, рассказах, стихах. Это бывает утомительно для малыша. Для привлечения внимания ребенка и поддержки интереса к таким занятиям используются различные игровые приемы.
Предлагаем ребенку поиграть с героями пособия «Говорим вместе чистоговорки». Можно перерисовать изображения животных на бумагу (наложить на рисунок чистый лист бумаги и обвести рисунок), раскрасить картинки и использовать их в игре. Пригодятся также простые нарисованные предметные картинки . Их может нарисовать взрослый вместе с ребенком.
👉 Вот примеры игровых упражнений.
— Это сова. Она очень любит звук С. Ее имя начинается со звука С.
Как назвать сову нам?
Соня. Соня спит. Она — засоня.
— Давайте разбудим сову Соню. Для этого будем произносить стишки со звуком С...».
(Взрослый читает чистоговорки, выделяя голосом звук С, и произносит их вместе с ребенком.)
А постель в дупле совы
Из соломы и листвы.
— Сова Соня собирает соломинки для своей постели. Кто расскажет стишок для Сони, тот получит соломинку.
(Взрослый читает чистоговорки, выделяя голосом звук С, и произносит их вместе с ребенком. За каждую чистоговорку дает ребенку нарисованную соломинку.)
Соня спряталась в листву,
Не найдет лиса сову.
— Расскажи стишок и закрой Соню листочком.
(Взрослый читает чистоговорки, выделяя голосом звук С, и произносит их вместе с ребенком. За каждую чистоговорку ребенок получает нарисованный листочек и «прячет» сову Соню.)
В сундуке у Сони бусы,
Там есть бусы на все вкусы.
— Расскажи стишок и нарисуй бусинку.
(Взрослый читает чистоговорки, выделяя голосом звук С, и произносит их вместе с ребенком. После каждой чистоговорки ребенок рисует бусинку.)
👉 Аналогично проводятся игровые упражнения с другими героями.
Это щенок. Он очень любит звук Щ. Его имя начинается со звука Щ.
Щеня — кличут так щенка,
Щеня мал еще пока.
— Давайте расскажем щенку Щене стишки со звуком Щ.
Угощали щенка мы щами,
Угощали еще овощами.
— Расскажи стишок и зачеркни овощ.
Где гулял наш Щеня. В пуще.
Там лещину белка лущит.
— Расскажи стишок и получи орешек лещины.
Щенка я щеткой чищу,
Чтоб был щенок почище.
— Расскажи стишок и нарисуй на щетке щетинку.
Полезно упражнять ребенка в произнесении чистоговорок с разными логическими ударениями. Логическое ударение в предложении — это выделение голосом наиболее значимых слов. Логическое ударение имеет большое значение для выразительности речи.
👉Вот примерные упражнения:
Сова Соня любит произносить стишки. Повтори за Соней:
В сумке у совенка масло и масленка.
В сумке у совенка масло и масленка.
В сумке у совенка масло и масленка.
А еще сова Соня любит спрашивать. Попробуйте ответить ей правильно:
В сумке у совенка масло и масленка?
В сумке у совенка масло и масленка?
В сумке у совенка масло и масленка?
(Ребенок должен ответить с верным логическим ударением.)
💡 Шуточный характер чистоговорок позволяет создать веселое настроение у ребенка и желание выучить чистоговорки. При заучивании чистоговорок можно использовать разные приемы:
- произносить чистоговорки в разном темпе: очень медленно, (как черепахи), быстро (как торопыжки), по слогам (как роботы);
- произносить чистоговорки с разной силой голоса: шепотом (чтобы никого не разбудить, полуголосом (словно рассказываешь тайну), беззвучно, одними губами (словно в телевизоре выключили звук), громко (будто кричишь в лесу);
- произносить чистоговорки с разной интонацией: радостно, грустно, удивленно.
💡 Для выработки хорошей дикции полезно учить и проговаривать все чистоговорки. После запоминания значительного количества чистоговорок целесообразно проводить игры:
- «Кто больше?». Участники игры проговаривают выученные чистоговорки. Победителем становится тот, кто вспомнит больше чистоговорок с определенным звуком.
- «Продолжи чистоговорку». Ведущий начинает чистоговорку, а дети продолжают ее. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
- «Узнай чистоговорку». Ведущий беззвучно проговаривает чистоговорку. Выигрывает тот, кто быстрее узнает чистоговорку по артикуляции.
- «Придумай чистоговорку». Взрослый произносит слоги, а дети придумывают продолжение чистоговорки. Например, взрослый начинает: «СА—СА—СА, СА—СА—СА...». Дети продолжают: «...По столу ползет оса. ...На кустах блестит роса. ...За сосной сидит лиса и т. п.»
💡 Заученные чистоговорки желательно использовать в ежедневном тренинге (в играх, на прогулке, в транспорте и т. д. ), пока ребенок не начнет правильно произносить трудные звуки в обычной речи.