Найти тему

Мраморная вуаль

Целомудрие. Антонио Коррадини, 1752. Капелла Сансеверо, Неаполь
Целомудрие. Антонио Коррадини, 1752. Капелла Сансеверо, Неаполь

Имя Антонио Коррадини не слишком известно в истории искусства, зато счастливая жизнь с лихвой восполняет этот недостаток. Скульптор родился 19 октября 1688 года, в бедной семье в Венеции. Учился в мастерской Антонио Тарсии, женился на его дочке, обзавелся кучей детей, основал собственную прибыльную мастерскую и вскоре стал официальным скульптором Венецианской республики. В 1730-м уехал в Вену и 10 лет служил придворным скульптором короля Карла VI, а затем и его преемницы, Мариии Терезии.

Под конец жизни Коррадини вернулся на родину, обзавелся новой молоденькой женой (на 32 года младше) и спустя 6 лет в достатке и славе, спокойно почил во дворце неаполитанского принца Раймондо ди Сангро, своего последнего влиятельного покровителя. Идеально!

Весталка Туччиа. Антонио Коррадини, 1743. Палаццо Барберини
Весталка Туччиа. Антонио Коррадини, 1743. Палаццо Барберини

Заказчиками Коррадини были многие европейские монархи и аристократы. Даже Петр I имел удовольствие лицезреть его изысканных «дам под мраморной вуалью» в своем Летнем саду. Две скульптуры, «Вера» и «Религия», в Петербург из Венеции привёз граф Савва Рагузинский. Сейчас осталась только одна из них и то не вся (пострадала при пожаре в Зимнем дворце 1837 года).

Скульптура Коррадини для Летнего сада Петра I
Скульптура Коррадини для Летнего сада Петра I

«Мраморная вуаль» – иллюзия тонкого, прозрачного покрова на обнаженном теле – это гениальное изобретение Коррадини, которое и обеспечило ему такую сумасшедшую востребованность при жизни. Красиво же! И как изыскано.

Эта техника породила массу подражателей Коррадини, число которых не заканчивается вот уже 300 лет, начиная с учеников, целой плеяды последователей XIX века и заканчивая современными художниками.

Традиции "мраморной вуали" Коррадини в скульптурах Эмилио Фьяско, Рафаэля Монти и Кевина Френсиса Грея
Традиции "мраморной вуали" Коррадини в скульптурах Эмилио Фьяско, Рафаэля Монти и Кевина Френсиса Грея

Скульптура Коррадини – это барокко в своём закате и разложении. В ней всё ещё ощущается барочный патетический размах, но черты роккоко – легкость, манерность, открытый эротизм, подчеркнутая декоративность – уже видны невооруженным глазом.

Христос под плащаницей. Джузеппе Санмартино, 1753. Скульптура создана по боцетто (эскиз в глине) Коррадини, после его смерти
Христос под плащаницей. Джузеппе Санмартино, 1753. Скульптура создана по боцетто (эскиз в глине) Коррадини, после его смерти

Принято считать, что искусство Италии во времена Коррадини (с конца XVII по 80-90 гг. XVIII вв.) переживало период упадка, в сравнении с предыдущей и последующей эпохами, и это, конечно, так. Но в этом странном недобарокко-недороккоко, холодном, элегантном, отстранённом есть своя особая, неповторимая прелесть.

Скульптурный ансамбль капеллы Сансеверо, Неаполь. Позднее барокко.
Скульптурный ансамбль капеллы Сансеверо, Неаполь. Позднее барокко.