Принцип, который я хочу сейчас вам рассказать, использовал мой педагог по живописи Синчуков Владислав Иванович. Он проработал в школе с 20 и до почти 90 лет, учитель от бога, таких буквально по пальцам одной руки перечесть.
Суть в том, что в начале стоит дать немного материала, после чего его необходимо закрепить, потом к этому прибавляем еще задачу и закрепляем. Данное вначале остается неизменным фундаментом. Так и выращиваем наше крепкое здание образования.
Ребенок растет, и появляются новые задачи в дополнение к предыдущим. Следующий уровнь задач и четвертое правило подбора учебников: посмотри на ребенка. Три первых правила разобраны в предыдущей статье - ссылка ниже.
В первом классе мы еще не знаем, что покажется маленькому человеку более интересным. Мы наблюдаем, стараемся увлечь всем. В домашнем образовании это сделать намного проще, чем когда ребенок учится в школе. Там мы можем оценивать уровень и интерес ребенка, опираясь не мнение учителя, у которого порядка 30 человек: бойкие, тихие, громкие, стесняшки. То есть такой важный момент становления полностью отдается на откуп и мнение чужого человека, который в силу общей системы не всегда может адекватно оценить склонности и возможности именно конкретного человечка. Дома же для выявления интереса и склонностей мы используем визуальный учебный план с разноцветными карандашиками. Сам план - тема отдельной статьи, о нем я расскажу в другой раз.
В результате наблюдений можно сделать вывод, конечно, не окончательный, куда "понесло" нашу дитятку и уже во втором классе немного корректировать план в соответствии с предпочтениями ребенка.
Уточняю, не стоит путать предпочтения мамы/папы/дедушки/бабушки с интересами самого маленького человека. В конце концов, именно ему потом всё это учить, следовательно, и выбор должен быть сделан именно им.
Задача внимательного родителя дать инструмент, с помощью которого ребенок сможет сделать выбор и научить его им пользоваться. У нас визуализация сложности в процессе учебы - карандашиками по учебному плану, где зеленый – было легко, желтый – средне, а красный – сложно. К слову, красные квадратики сигнал родителю взять допматериал и повторить эту тему, разобрать на другом примере, например на конфетах. На конфетах и печеньках вообще любая тема разбирается гораздо лучше, будь то русский язык, математика или окружающий мир.
И вот теперь исходя из интереса ребенка - углублять ту тему, которая далась ребенку лучше всего. Да, да лучше. Не подтягивать то, что не получается, а усилить то, что получается. Представьте, себя на месте ребенка, когда-то вы там были, если тебе нравиться рисовать и не нравиться, например, математика ты вряд ли будешь выбирать профессию физика ядерщика, а скорее станешь художником или дизайнером и наоборот.
Это не значит, что не надо делать то, что не нравиться, просто не надо делать на этом акцент – сдал и слава богу, не нужно быть лучшим в нелюбимом направлении, лучше продвинуться в том, что нравиться – толку больше. Кроме того, это хороший воспитательный элемент – ребенок учится чувствовать себя, понимать свои желания, отличать свои желания от чужих, что не даст в будущем ему попасть под «дурное влияние», а так же понимает слово «надо».
Хочешь, не хочешь, а минимум надо знать и сдать по всем предметам и отсидеться под партой и надеяться, что не спросят не получится.
#семейноеобразование #домашнееобучение #учуребенкадома #образованиедома