Найти тему
Михаил Исаев

Как монотеизм превратился в язычество

Домашний оберег нанайцев, основанный на базовом  символе большинства современных религий.
Домашний оберег нанайцев, основанный на базовом символе большинства современных религий.

Язычество - термин христианского богословия, относящийся к неавраамическим религиям; в исторической литературе часто используется в отношении политеистических дохристианских, доиудейских и доисламских верований.

У монотеистической религии имеется серьезный изъян. Его очень точно обозначила героиня советского фильма «Злой дух Ямбуя» - эвенкийская женщина: «твой бог далеко, а духи живут с нами». Далекий бог в ее житейских делах – не помощник. А духи близко, одни помогают, другие мешают – но это происходит здесь и сейчас.

Чтобы не беспокоить большого и далекого бога своими маленькими житейскими просьбами, люди ищут/создают посредников, к которым не зазорно обратится с такими просьбами. Они начинают поклоняться святым.

В ранг святых переводятся старые боги, но также создаются и новые образы. Вокруг святых возникает народный культ. Он часто не соответствует официальному канону. Правила этого культа передаются из уст в уста - бабушка расскажет к кому, по какому вопросу, каким образом надо обращаться.

«Культ святых в недрах монотеистической религии отвечает за политеистические потребности в том, чтобы заполнить огромное пространство между людьми и божеством» - пишет Карл Газе.

При этом монотеизм является таковым пока мы не знакомы с другими монотеистическими учениями. Многообразие таких учений начинает восприниматься как новая форма политеизма (язычества). И вот мы говорим: «Бог один – провайдеров много», подразумевая, что все религии по сути - разные пути (эгрегоры, посредники), ведущие к единому.

У каждого эгрегора своя специализация, и мы начинаем выбирать с каким из них сотрудничать. Одновременно на пьедестал возвращается культ Рода - самая надежная гавань, самый надежный союзник в политеизме монотеистических учений.

Только Род - это уже не все предки и не община, а некая сила, которая подобна всем прочим эгрегорам, но с которой человек связан через факт рождения, а не через обряд приобщения.