Найти тему
Пишем сочинение

ЕГЭ по русскому языку.

Зато как прохладно в жерле башни Христа!
Сладок среди вони и плесени базарных улиц, среди чада простонародных таверн и пекарен, свежий запах овощей и лимонов, но еще слаще после галатской духоты чистый морской воздух. Медленно поднимаемся мы по темным лестницам возле стен башни, достигаем ее круглой вышки - и выходим на каменный покатый балкон, кольцом охватывающий вышку и огражденный железными перилами. Легкое головокружение туманит меня при взгляде в бездну подо мною, раскрывается в ней целая необозримая страна, занятая городами, морями и таинственными хребтами Малоазийских гор - страна, на которую пала "тень Птицы Хумай".
Кто знает, что такое птица Хумай? О ней говорит Саади:
"Нет жаждущих приюта под тенью совы, хотя бы птица Хумай и не существовала на свете!"
И комментаторы Саади поясняют, что это - легендарная птица и что тень ее приносит всему, на что она падает, царственность и бессмертие.
Песнью Песней, чудом чудес, столицей земли называли город Константина греческие летописцы. Молва всего мира объясняла его происхождение Божественным вмешательством. Одна легенда говорит, что на месте Византии орел Зевса уронил сердце жертвенного быка. Другая - что основателю ее было повелено основать город знамением креста, явившимся в облаках над скутарийскими холмами, "при слиянии водных путей и путей караванных". Но восточный поэт сказал не хуже: "Здесь пала тень Птицы Хумай".
В двух шагах от меня, возле этой башни, еще и доныне совершаются мучительно-сладостные мистерии Кружащихся Дервишей.
Их монастырь затерялся теперь среди высоких европейских домов. Несколько лет тому назад, в один из таких же жарких весенних дней, Герасим привел меня к его старой каменной ограде, и мы вошли, вместе с другими "франками", в небольшой каменный двор.
Помню фонтан и старое зеленое дерево посреди его, направо - гробницы шейхов-настоятелей, налево - кельи в ветхом деревянном доме под черепицей, а против входа - деревянную мечеть.
Мы отдали несколько мелких монет, и нас впустили в восьмигранный высокий зал, обведенный с трех сторон хорами и украшенный только сурами Корана.
На хорах, над входом, поместились музыканты с длинными флейтами и барабанами, по бокам - зрители.
Когда наступила тишина, вошел шейх-настоятель, а за ним десятка два дервишей - все босые, в коричневых мантиях, в войлочных черепенниках, с опущенными ресницами, с руками, смирно сложенными на груди.
Шейх сел у стены против входа, разделившиеся дервиши - по сторонам, друг против друга.
Шейх, медленно повышая жалобный, строгий и печальный голос, начал молитву, флейты внезапно подхватили ее на верхней страстной ноте - и в тот же миг, столь же внезапно и страстно, дервиши ударили ладонями в пол с криком во славу Бога, откинулись назад - и снова ударили.
И вдруг все замерли, встали - и, сложив на груди руки, двинулись гуськом за шейхом вокруг зала, обертываясь и низко кланяясь друг другу возле его места.
Кончив же поклоны, быстро скинули мантии, остались в белых юбках и белых кофтах с длинными широкими рукавами - и закружились в танце: взвизгнула флейта, бухнул барабан - и дервиши стали подбегать с поклоном к шейху, как мяч, отпрядывать от него и, раскинув руки, волчком пускаться по залу.
И скоро весь зал наполнился белыми вихрями с раскинутыми руками и раздувшимися в колокол юбками.
И по мере того как все выше и выше поднимались голоса флейт, жалобная печаль которых уже перешла в упоение этой печалью, все быстрее неслись по залу белые кресты-вихри, все бледнее становились лица, склонявшиеся набок, все туже надувались юбки и все крепче топал ногою шейх: приближалось страшное и сладчайшее "исчезновение в Боге и вечности"...
Теперь, на башне Христа, я переживаю нечто подобное тому, что пережил у дервишей. Теплый, сильный ветер гудит за мною в вышке, пространство точно плывет подо мною, туманно-голубая даль тянет в бесконечность... Этот вихрь вкруг шейха зародился там, в этой дали: в мистериях индусов, в таинствах огнепоклонников, в "расплавке" и "опьянении" суфийства с его мистическим языком, в котором под вином и хмелем разумелось упоение божеством. И опять мне вспоминаются слова Саади, "употребившего жизнь свою на то, чтобы обозреть Красоту Мира":
"Ты, который некогда пройдешь по могиле поэта, вспомяни поэта добрым словом!
- Он отдал сердце земле, хотя и кружился по свету, как ветер, который, после смерти поэта, разнес по вселенной благоухание цветника его сердца.
- Ибо он всходил на башни Маана, Созерцания, и слышал Симаа, Музыку Мира, влекшую в халет, веселие.
- Целый мир полон этим веселием, танцем - ужели одни мы не чувствуем его вина?
- Хмельной верблюд легче несет свой вьюк. Он, при звуках арабской песни, приходит в восторг. Как же назвать человека, не чувствующего этого восторга?
- Он осел, сухое полено".
1907

Сочинение.

Окружающий нас мир красив и разнообразен. Жизни не хватит, чтобы увидеть всё то, что создано Богом на земле. Но всё равно каждый из нас мечтает колесить по свету и, наслаждаясь созерцанием, удивляться его многообразию.

И.А.Бунин много путешествовал, и в данном тексте он размышляет о впечатлениях, которыми обогащается человек, прикоснувшись к чужой культуре и экзотической красоте мира.

Посетив башню Христа, автор с большой высоты осматривает город Константина – Стамбул, вдыхает чистый морской воздух и вспоминает легенды, рассказывающие об основании бывшей столицы Византии. Они обещали городу «царственность и бессмертие», ибо, как сказал восточный поэт, «здесь пала тень Птицы Хумай».

Действительно, менялись эпохи и властители, менялись языки и обычаи людей, населяющих город, но многое сохранил он на своих тесных улочках, и среди высоких европейских домов рассказчик находит старинный монастырь Кружащихся Дервишей, чтобы присутствовать на богослужении, больше похожем на «мучительно-сладостную мистерию». Путешественник потрясён «представлением», которое, видимо, погружает в транс его участников, приближая «страшное и сладчайшее «исчезновение в Боге и вечности».

Автор сопоставляет впечатления, полученные на башне Христа и в монастыре, и приходит к выводу, что они очень похожи, потому что путешественник прикоснулся к божественной Красоте Мира. А тот, кто не всходил на «башню Созерцания» и не слышал «Музыки Мира», тот похож на «сухое полено», ибо не «отдал сердца земле» и не познал настоящего восторга.

И. А. Бунин достаточно убедительно доносит читателю мысль о том, что знакомство с новыми местами на планете позволяет человеку не только раздвинуть границы бытия, обогатить свои представления о мире, но и получить самые яркие и незабываемые впечатления.

И разве с этим поспоришь? Путешествия важны не столько для развлечения, сколько для постижения великого замысла в создании всего сущего на земле. Жизнь человека от этого становится ярче и интереснее.

В мире много удивительных мест, и мы должны найти возможность прикоснуться к красоте мира. А иначе для чего же ещё он создан?

Стихи
4901 интересуется