Кунг-фу Панда – это не просто детский весёлый мультфильм, это история о становлении личности. Как стать Собой и идти вперёд, сохранив связь со своим прошлым. Это история и о пути героя, истинного воина, и о пути обыкновенного ребенка, каждого из нас, который проходит свой непростой путь от родного дома в большой мир и ищет своё место в нём.
Сепарация в переводе с латинского – отделение, разделение. В психоаналитическом смысле сепарация представляет собой интрапсихический процесс в контексте сепарации-индивидуации, благодаря которому человек начинает ощущать себя как самостоятельную и независимую от объекта (матери) личность.
В теории сепарации-индивидуации Маргарет Малер сепарация — это процесс, в ходе которого младенец постепенно формирует внутрипсихическую репрезентацию самого себя, отличную и отдельную от репрезентации его матери. Речь идет не о физическом отделении от родителей или о разрыве межличностных отношений, а о развитии внутреннего ощущения возможности полноценного психического функционирования независимо от матери. Индивидуация – это процесс, в ходе которого ребенок производит усилия по построению собственной уникальной идентичности и восприятию самого себя как отличающегося от других людей.
Случай Панды По
Рассмотрим с психоаналитической точки зрения, как проблема сепарации-индивидуации разворачивается у главного героя трилогии «Кунг-фу Панда» – панды по имени По.
Наше знакомство с По начинается со сна панды. По представляет себя сильным и бесстрашным воином кунг-фу, но при пробуждении возвращается в свой реальный мир, где послушно помогает отцу-гусю продавать лапшу. Отец-гусь надеется, что его сын пойдет по его стопам и станет лапшичником, ведь это мастерство передавалось в его роду из поколения в поколение. По, таким образом, предстает нарциссическим расширением своего отца-гуся и формирует ложное «лапшично-гусиное» сэлф.
Мы видим, что По еще не прошел физическую сепарацию с отцом: он живет и работает в его доме. Отец также, похоже, не был полностью отсепарирован от своей семьи: он поделился с По, что в молодости мечтал сбежать из дома и делать тофу, но не последовал за своей мечтой. Здесь было бы закономерным, если бы ситуация повторилась, и силой трансгенерационной передачи По стал бы лапшичником, как и все в его роду. Однако По все же удалось вступить на путь сепарации. Видимо, что-то отличало его от предыдущих поколений. (Подсказка: он все же был пандой!) Им двигала мечта о кунг-фу, мечта об индивидуации, мечта, наконец, понять, кто он такой.
Так, несмотря на сопротивление отца, проявив подростковый бунт, По попадает на праздник кунг-фу и избирается Воином Дракона по случайной (или неслучайной) наводке мудрого Мастера Угвэя. Его прямым наставником становится другая отцовская фигура, Мастер Шифу, который поначалу не может смириться с выбором своего Учителя Угвэя, ведь он растил других лучших воинов для этой роли. Группа воинов, озадаченная и нарциссически уязвленная, также поначалу не принимает панду в свои ряды.
Столкнувшись с таким неприятием, По вновь и вновь разочаровывается в себе, чувствует себя недостойным своего звания, и готов вернуться обратно к отцу и лапше, однако мудрому Угвэю удается вернуть По веру в себя, нарциссически напитать его мудрыми советами.
Негативный контр-перенос Мастера Шифу сменяется с течением времени и усиленных тренировок на веру в панду, особенно, когда «взгляд отца» падает на ключ к силе панды: его невероятной любви к еде, ради получения который он готов проявить недюжинную силу, гибкость и ловкость. Так «отец» Шифу помогает панде отделиться от «матери», отца-гуся, идентифицироваться с собой и группой новых друзей и найти путь к себе.
Далее панда По снова сталкивается с испытаниями и проверкой на истинность своей цели. По падает и поднимается, разочаровывается в себе и своих силах, когда не находит в свитке воина дракона подсказку, как победить врага, и снова возвращается домой, чтобы только узнать мудрость от «родного» отца-гуся о том, что «никакого секретного ингредиента нет»: каждый может стать Воином Дракона, ведь каждый может стать Собой, если только увидит свое истинное отражение и свое истинное Я через глаза Другого, во «взгляде отца».
Автор: Корчагина Татьяна, психоаналитически ориентированный психолог
Подписывайтесь на канал в Telegram
Запись на консультацию: