Ветеран цеха по производству циркония Чепецкого механического завода Павел Ткаченко вышел на пенсию 10 лет назад. С тех пор на ЧМЗ не был, но отмечает, что очень скучает по заводу, на котором проработал без малого 40 лет. Заводской газете «Белова, 7» металлург рассказал о профессиональных болезнях кузнецов, почему их работа была не по силам даже борцам и как модернизировали тяжелый ручной труд.
Павел Георгиевич вспоминает, что, когда впервые переступил порог цеха № 60, где производят изделия из циркония и титана, решил, что долго здесь не продержится.
«Пришел учеником кузнеца. 22 года мне было. До этого отработал год разнорабочим в 11‑м цехе на ЧМЗ, сразу на режимное производство в 1970‑х устроиться было трудно: долго «ходила» анкета, проверяли судимость, родственников, — рассказывает Павел Ткаченко. — Первое впечатление — куда я попал? Жара, грохот. Думал, не останусь. Год прошел — получил третий разряд. Второй прошел — получил четвертый. А потом втянулся и почти 40 лет проработал».
Главное — сноровка
Большую помощь молодому кузнецу оказали бригадир Арсентий Шашов, наставники Владимир Подлипенец и Дмитрий Михайлов.
«Наставники меня многому научили. Никогда не ругали. Другие, бывало, «мать-перемать» на своих учеников. А мне спокойно: «Паша, не спеши, не получится — сделаешь потом, можно перековать все». Пришлось немало повозиться, чтобы приноровиться к молоту и манипуляторам».
Физически работа кузнеца была тогда очень тяжелой. До полутысячи тонн циркония в день ворочали и обрабатывали вручную. Загружали брикеты в печь, вынимали слитки, расковывали, вытягивали и рубили кузнечным топором на мерные части. Потом грузили на тележку, снова волокли к печи, загружали. За смену как минимум 10 слитков по 40 кг.
«До сих пор руки ноют — профессиональная болезнь кузнецов, — рассказывает Павел Георгиевич. — Требовалась и физическая сила, и выносливость. К нам приходили здоровые ребята, борцы, хоккеисты, но даже они надолго не задерживались. Очень тяжело, говорили. Помню, обращаюсь к одному: «Ты ж борец». Отвечает: «Ну и что? Там работают одни мышцы, здесь — другие». А мы привыкли. Хотя у нас ребята были не сказать что здоровяки — щуплые, худощавые. Но опыт был и сноровка».
Полный материал читайте в отраслевой газете «Страна Росатом».