Найти тему

Травля в школе: что могут сделать взрослые

Оглавление

Разве забрать из школы — хорошая идея? Он ведь всю жизнь будет бегать от проблем? Почему ребёнок не рассказывает о своих переживаниях? Отвечает Галина Лайшева — клинический психолог и кандидат психологических наук. Рассмотрим на реальных примерах, как реакция родителей на травлю может повлиять на будущее детей

Если вы заметили, что в поведении ребёнка что-то изменилось, то самое правильное решение — начать разговор. Покажите, что вы целиком и полностью на его стороне. Дайте понять, что происходящее — это страшно и грустно. Задавайте вопросы и слушайте.

Галина Лайшева — клинический психолог и кандидат психологических наук
Галина Лайшева — клинический психолог и кандидат психологических наук

Сценарий 1: травля — секрет

Что случилось?

Одной моей клиентке 24 года. В школе её долго дразнили страшной, высмеивали разные детали внешности. За неё никто не вступился: в семье ещё были младшие братья, мама была поглощена их проблемами. Девушка чувствовала себя лишней и одинокой, поэтому контакта с родителями не было. Травля осталась секретом.

Что делать?

Родителям важно заметить, что с ребёнком что-то происходит. Чаще дети не склонны делиться своими переживаниями. Они могут бояться рассказывать из-за угроз или думать, что оскорбления заслуженные. Зачем расстраивать маму? У неё и так много проблем, это её не касается, она всё равно не сможет помочь. Такие мысли — барьер между ребёнком и родителем. Если вы видите, что ребёнок замкнулся и отдаляется, можно попробовать наладить контакт разными способами: проводить больше приятного времени вместе, вовлекать в игры, рассказывать истории из своей жизни, смотреть фильмы. Попробуйте подбирать сюжеты, которые могут вызвать реакцию, чтобы ребёнок мог выразить свои переживания. Или воспользуйтесь помощью специалиста — у детских психологов тоже есть свои игры, косвенные способы разговорить ребёнка и помочь ему выразить эмоции.

Чем всё закончилось?

Сейчас героиня по-прежнему в плохих отношениях с матерью, контакт установить так и не удалось. В личных отношениях ей трудно испытывать доверие, чувствовать свою привлекательность — восприятие собственной внешности тесно связалось с ощущением одиночества. Девушка не может выйти из отношений, которые ей не очень подходят, потому что боится остаться одной. То, что говорили обидчики, повлияло на её представление о себе: до сих пор в голове сохранилась идея, что она непривлекательная, неинтересная.

Фото: Caleb Woods
Фото: Caleb Woods

Вы все-таки узнали о травле. Чего точно не стоит делать?

  1. Некоторые родители никак не реагируют. «Всё нормально, так и должно быть в школе, сам справишься». Это игнорирование проблемы. Родители либо не вмешиваются, либо ругаются, что ребёнок слабый.
  2. Другая реакция — «надо дать сдачу». Это подогревание конфликта. Вроде и поддержка, но это всё равно оправдание насилия. Ударили? Ударь в ответ, надо быть агрессивнее.
  3. Страх и ощущение беспомощности. «Да, это плохо, но мы не знаем, что с этим можно сделать. Директор будет недоволен, учителя и родители тоже. Надо терпеть».

Сценарий 2: уходим из школы

Бывают ситуации, когда родители беспокоятся и принимают решение забрать ребёнка из школы. Это компромисс: в идеале нужно пробовать решить проблему, но главный приоритет — обеспечить для детей безопасную среду. Это самое важное. После травли надо внимательно выбирать новое место: подойдёт класс поменьше с чуткими учителями, которые помогут с адаптацией. Если родители не отстраняются, то и ребёнку будет проще сломать установку, что буллинг тянется шлейфом всю жизнь. Если тут обижали, то это не значит, что так будет везде.

Бывает такое, что перевод совершается под давлением. «Это из-за него проблемы, уберите куда-нибудь своего Васю». Тогда выбирают не лучшую школу, а любую доступную. Ребёнок пережил плохой опыт, никто с ним это не обсудил. Закрепляется ощущение обречённости, в новой школе всё равно чувствуется угроза. Не потому что она там действительно есть, а потому что ребёнок её ожидает.

Сценарий 3: решаем проблему

Что случилось?

В класс перевели новую ученицу. Несколько мальчишек выбрали её как объект насмешек, приставали на уроках: подсовывали записки, пугали, не давали расслабиться. Поскольку в семье не было барьера на коммуникацию, родители заметили, что что-то не так.

Что делать?

Поговорили с ребёнком, родителями одноклассников. Обратились к учителю, школьному психологу и директору. Главное в такой ситуации — не действовать агрессивно, дать понять другим взрослым, что вы их не обвиняете. Репрессивная механика «кого наказать» не поможет.

Чем всё закончилось?

Родители вложились в коммуникацию. Через позитивный совместный опыт и игры получилось разрушить существовавшие до этого паттерны. Но важно помнить: всё удалось, потому что буллинг начался совсем недавно, а взрослые быстро среагировали. Сейчас девочка учится в той же школе — это история с хорошим концом.

Ещё больше о травле ищите в новом выпуске подкаста «Нечего носить?». Разбираем с экспертами неочевидные примеры травли и учимся её предотвращать. Спросили Лилю Брайнис, специалистку по работе с трудным поведением и основательницей фонда «Шалаш» и Галину Лайшеву — а вам осталось только послушать.