Цифровая игровая среда небезопасна для детей, они могут стать жертвами мошенников и кибербуллинга. Родители в силу отсутствия знаний не всегда могут обеспечить должный контроль за начинающими геймерами. В этой статье разберемся, как регулировать использование игрового контента и какие меры необходимо предпринимать для этого.
Опасная игра
Большинство – 60% – взрослых не применяют средства контроля на используемом ребенком компьютере, говорится в исследовании агентства HD Артель. Отсутствие родительского контроля в домашней сети может привести к серьезным последствиям. Например, дети могут столкнуться с деструктивным контентом, стать жертвами кибербуллинга и киберпреступлений, на компьютер может быть установлено вредоносное ПО, рассказала RSpectr директор Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде ФГУП «Главный радиочастотный центр» Людмила Куровская (создан в 2021 году по инициативе Роскомнадзора).
Дети, зачастую доверчивые, наивные, юркие, не замечают подвоха, отметила в разговоре с RSpectr руководитель направления гейм-дизайна и разработки игр Университета «Синергия» Алина Павлова.
Основатель и продюсер компании «РОББО» Павел Фролов рассказал RSpectr, как благодаря компьютерным играм мошенники используют юных геймеров в своих интересах.
Павел Фролов, «РОББО»:
Часто дети в ходе игры скачивают вирус вместо нужного файла. Или реагируют на разные приманки мошенников, например, предложение прокачать статус. Далее они получают СМС с просьбой отправить код. Кроме того, преступники часто предлагают несовершеннолетним купить ресурсы, отправляя им сообщения в ходе игры.
Аналитики HD Артель констатировали, что две трети родителей позволяют ребенку самостоятельно решать, какие онлайн-игры выбирать. Пока взрослые в неведении, ребенок может общаться в играх как в обычной соцсети, с кем угодно. Это могут быть мошенники, маньяки или экстремисты, рассказал в разговоре с RSpectr эксперт Лиги безопасного интернета Никита Павлухин. По его словам, были случаи, когда преступные организации вербовали в свои ряды детей и подростков внутри онлайн-игр.
Людмила Куровская отметила, что серьезную опасность в игровой среде также представляет контент неочевидного содержания, побуждающий к совершению самоубийства либо оправдывающий допустимость насилия, отрицающий семейные ценности, пропагандирующий нетрадиционные сексуальные отношения.
Людмила Куровская, Центр правовой помощи:
Подобный контент в игровой форме вуалирует запрещенную законом информацию таким образом, чтобы ее было непросто идентифицировать. Поэтому родители и педагоги часто не понимают, почему дети, попав в чаты игроков или тематические группы, так легко и быстро проникаются деструктивными идеями и так просто принимают их.
Для подростков, играющих в онлайн-игры, рисков очень много. Они могут проявляться на физическом уровне как усталость, синдром запястного канала, зрительное напряжение и ожирение. Иметь социальные последствия, такие как, например, отчуждение от семьи и друзей, и психологические – в виде депрессии или тревоги, пояснила RSpectr эксперт по кибербезопасности компании «Вебмониторэкс» Екатерина Старостина.
Крайне важно контролировать количество проведенного ребенком времени в приложениях, подтвердил RSpectr веб-разработчик Станислав Мураховский, один воспитывающий дочь. Иначе, по его словам, ребенок отдаляется от реальности, становится неадекватным и неуправляемым, у него искажается восприятие окружающего мира.
Повлиять и ограничить
Регулирование для защиты подростков в игровой сфере необходимо, считает Екатерина Старостина. Эксперт предлагает обратить внимание на меры против киберзапугивания, а также ограничения:
- времени использования экрана в день/неделю для младших школьников;
- возраста для участия в определенных типах игр.
Существующие правила защиты несовершеннолетних в Сети зачастую основаны на фильтрации контента по возрасту, его определении и подтверждении, сказала Людмила Куровская. Но, как показывает практика, дети быстро адаптируются к заданным условиям, и им удается обходить механизмы, используемые разработчиками для проверки возраста.
Ребенку легко приспособиться в условиях, когда родители не имеют понятия, как устанавливать те или иные системы слежения, – в этом при опросе HD Артель признались 9% взрослых.
Систему родительского контроля в условиях отсутствия специальных познаний у родителя можно рассматривать как оптимальную техническую меру регулирования контента, полагает Людмила Куровская. «Она включает ограничение времени, ограничение денег, которыми могут пользоваться несовершеннолетние в интернет-игре, и возрастной ценз», – отметила директор Центра правовой помощи.
Алина Павлова считает, что в части регулирования возраста нужен закон, вводящий ограничения на игровые продукты, он повлияет в том числе на то, какую графику в игре получает ребенок. Эксперт привела пример: игра «Киберпанк 2077» позволяет пользователю выбрать возрастное ограничение 18+ или 16+, контент в этих версиях различается.
Екатерина Старостина напомнила, что комиссия совета законодателей РФ по информполитике предложила ввести реестр вредных для детей компьютерных игр.
Эксперт уверена, что инициатива нуждается в доработке, прежде чем сможет вступить в силу.
Алина Павлова думает, что создание подобного перечня равно запрету доступа к домашнему интернету. Эксперт объяснила, что если ребенок не получит контент здесь и сейчас, то найдет его в другом месте. Так работает детская психология – интереснее всего то, что запрещено.
Представитель «Синергии» предложила законодательно закрепить принцип вариативности, а не запрета. Например, возможность вводить внутриигровые подборки определенной направленности и формата. Скажем, нацеленные на выявление у ребенка потенциала в различных областях знаний – дизайне или программировании.
Поговорить и объяснить
Людмила Куровская отметила, что меры по регулированию не освобождают от необходимости объяснять детям, как защитить свою личную информацию и как действовать в случае угроз или шантажа в интернете, в том числе в игровых чатах.
Если ребенок пошел на поводу у злоумышленников, ругать и наказывать его не стоит, уверен Павел Фролов. В будущем он попросту не расскажет о проступках, что приведет к критическим последствиям.
Ряд стран фиксирует массовый уход подростков в гейминг, и власти начинают регулировать эту сферу. Людмила Куровская рассказала, что в Китае с 2007 года применяются ограничения времени, которое дети могут проводить в компьютерных играх.
Людмила Куровская, Центр правовой помощи:
Активно работает система фильтрации контента: выборочно ограничен доступ к интернет-ресурсам, расположенным на серверах за пределами страны.
В Южной Корее до 2021 года действовал запрет на предоставление доступа к игровым сервисам для несовершеннолетних, сообщила директор Центра правовой помощи.
В HD Артель считают, что в обществе необходимо формировать цифровую игровую культуру и грамотность. Никита Павлухин говорит, что это порой проблематично, поскольку во многих играх модерация работает очень слабо, не справляется с объемом пользователей или игнорирует откровенные нарушения собственных правил.
Алина Павлова напомнила, что мир игр, каким бы страшным он ни казался родителям, интересный и позитивный.
Алина Павлова, «Синергия»:
Не стоит забывать о популярных играх, где ребята организовывают единую онлайн-команду и пытаются добиться общей цели. В таких группах дети общаются, поддерживают друг друга, что помогает, например, интровертам.
Эксперт выступает за решение вопросов о запретах в индивидуальном порядке и советует родителям быть внимательными к особенностям характера ребенка, больше интересоваться тем, что его беспокоит.