У меня есть танец, с которым я выступаю исключительно редко: «Платье-фантом». Редко, потому что его нужно танцевать в абсолютной темноте в ультрафиолетовых лучах. Так было задумано 12 лет назад, когда я натолкнулась на чарующую песню Desesperadа из альбома Sensual Sensual (1998) барселонской группы B-Tribe. Название этой группы — сокращение от Barcelona Tribe of soulsters, или «Барселонское племя соулстеров (исполнителей музыки в стиле „соул“)». Слушая эту композицию, я почему-то представляла себя танцующим фантомом.
Для воплощения новой идеи мы с Юрием, моим мужем, поехали в специальный магазин, торгующий ультрафиолетовыми лампами и флуоресцентными тканями, и купили всё, что было нужно. В арт-ателье «Костюмер» я заказала платье в пол и перчатки из особой ткани салатного оттенка, потому что именно она светилась в темноте наиболее ярко.
Сочинялся танец для дуэта с моим тогдашним тренером и партнёром Александром Репиным. Его предполагалось одеть во всё чёрное, чтобы было видно только меня, а точнее — моё платье и перчатки без головы и ног. Премьера танца, которая была задумана в качестве новогоднего подарка коллективу Института развития информационного общества, состоялась 27 декабря 2012 года на корпоративной вечеринке в ресторане «Омулёвая бочка» на Покровке. Конечно, две слабенькие ультрафиолетовые лампы и неплотно прилегающие шторы не позволили нам на сто процентов реализовать нашу задумку, но коллеги её оценили и наградили нас бурными аплодисментами.
Вообще ставить танец под такую музыку — дело чрезвычайно сложное. У нас получилась некая смесь волн корпуса и всплесков руками, напоминавших движения щупалец кальмара. И вот этот винегрет я назвала Vesteix phantom. Это «Платье-фантом» по-каталански — ну раз уж «Барселонское племя соулстеров». Однако скоро я упёрлась в то, что танцевать его негде — ультрафиолетовых ламп не было практически ни на одной площадке. И скоро танцевать стало не с кем — Саша надолго уехал, и я перешла на соло.
В связи с этим хореография номера была полностью переделана: в него были добавлены какие-то физкультурные движения, появились наколенники, а партнёра заменил офисный стул. Разумеется, появился и новый костюм — с претензией на эротику (в мои-то годы!). Танец получил название Erotic dream («Эротический сон»), и я стала исполнять его как-то очень резко, что совершенно противоречило музыке.
Вот, например, образчик того, как я танцую этот самый Erotic dream на предновогодней корпоративной вечеринке в ресторане «Киноплов» в Орликовом переулке 28 декабря 2015 года. Стул здесь не офисный, а ресторанный, но дело это особо не меняет.
Я была недовольна новой версией и в 2018 году отправилась за помощью к выдающемуся хореографу фламенко Лилии Сафиной, так как расслышала в этой музыке намёк на этот стиль. Лилия опустила меня с небес на землю: это не было фламенко, да и вообще учиться фламенко нужно было много лет, прежде чем что-то в нём танцевать. Я не стала отнимать время у востребованного, а потому весьма занятого специалиста, но с её помощью за короткое время убрала из танца явную ерунду и добавила несколько элементов, которые сделали его хотя бы смотрибельным.
После этого я, не мудрствуя лукаво, назвала танец Desesperada (по названию музыкальной композиции) заказала для него специальный стул вместо офисного — красивый, элегантный, хорошо сбалансированный, чтобы его можно было вращать. Так танец и жил под новым именем и со стулом, и время от времени всё-таки становился «Платьем-фантомом», если удавалось найти сцену с ультрафиолетовым освещением.
Например, это случилось 19 октября 2018 года на моём юбилейном концерте в театре «Экспромт».
В 2021 году я решила сильно сократить этот танец, и мы с Сашей Репиным совершили очередной подход к снаряду. После этого танец даже стал получать серьёзные награды, включая гран-при на трёх международных конкурсах, не говоря уже о лауреатских званиях. Вот, например, за это исполнение, зафиксированное на видеокамеру Михаилом Кузнецовым в зале Craft студии Qweex.Campus на Электрозаводской улице 8 мая 2021 года.
Но в марте 2022 года, когда я уже работала с Еленой Мореной, она предложила мне радикально изменить эстетику этого танца. Мы взяли абсолютно лаконичный образ: чёрное испанское платье от дизайнера Ольги Иваницкой без всяких украшений, убрали волосы в пучок и оставили в деле изящный чёрный стул. Хореография, которую Лена частично адаптировала, а частично создала с нуля, работала исключительно на графику.
И вот 15 апреля 2023 года я решила выступить с ним на своём фестивале Urbi et orbi (Городу и миру), который прошёл на хорошо знакомой мне сцене «Экспромт» Детского музыкального театра юного актёра (ДМТЮА). Елена Морена, увидевшая его в ультрафиолете впервые, сказала неутешительную вещь: «Ты знаешь, он в этом варианте совсем не смотрится. Я ведь ставила его на особое сочетание чёрного платья и чёрного стула, а здесь это всё исчезло, а светящееся платье само по себе в этой хореографии не впечатляет».
Я выслушала эту горькую правду, посмотрела видеозапись и даже смонтировала из её фрагментов ролик.
Передо мной встал выбор: сохранить идею и поставить для светящегося платья новый танец или отправить «Платье-фантом» в архив. Подумав, сколько раз я смогу с этим новым номером выступить, я поняла, что овчинка не стоит выделки и решила оставить эту идею в прошлом. Она была неплоха, согласитесь!
Ну а я цитирую одно из стихотворений поэтессы Галы Граф (Галины Белоусовой), написанное 20 сентября 2022 года:
Я перестала скорбеть о том,
Что было в жизни моей вчера.
Сказала тихо: «Прощай, фантом,
Закрыть мне дверь за тобой пора».
На память о последнем выходе с этим танцем-ветераном остались несколько фотографий Александра Рахманова.