«На той высоте, на которой они стоят (новые люди), должны стоять, могут стоять все люди».
«Я хотел изобразить обыкновенных порядочных людей нового поколения».
Н. Г. Чернышевский
Мы живём в удивительное время, на сломе времён, а может быть и эпох. У многих на устах слова революция, революционеры.
Кого-то это пугает и ввергает в ступор, кто-то ехидно посмеивается и хихикает, кто-то люто ненавидит. Но есть те немногие, кто понимают истинный смысл термина революция — радикальное, коренное, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Революцию как качественный скачок в развитии, как более быстрые и существенные изменения, отличают и от эволюции, и от реформы.
Я хочу поговорить о людях, которые этот качественный скачок осуществляют в истории. И неважно в культуре это, в науке или в общественной деятельности.
Да, речь пойдёт о тех героях, которые уже созданы в литературе, чей прообраз мы уже видели во вполне конкретных и реальных людях тех времён, которые забыты и оплёваны сейчас. Сегодня всё делается чтобы не вспоминали, не обращали свой взор в прошлое. Это устарело, отмерло, и вообще это была ошибка, тупик, неудачный эксперимент.
Но возвращаюсь к тем, о ком хочу писать и говорить — о героях романа Н. Г. Чернышевского «Что делать», М. Горького «Жизнь Клима Самгина» и Д. Гранина «Эта странная жизнь». Нет цели пересказывать сюжетные линии и описывать героев. В наш век интернета и доступности, найти и прочесть или прослушать, узнать можно всё и обо всём.
Итак, почему же такое смешение героев, времён и стилей? Попробую объяснить и давайте разбираться вместе.
Желание перечитать роман «Что делать?» было вызвано интригой, которую заронили в меня слова Ленина, которого, как известно, роман «всего перепахал». Что же там такого и актуален ли он сегодня?
И вот, оказывается, что это не любовный роман на основе детективной линии, а это образ будущего, образ и тип новых людей в этом новом будущем. И люди эти цельные. Да, у них есть, как и у всех поиски и сомнения, но они не идут по головам, не вырывают кость послаще друг у друга, не подстраиваются под подлую реальность, хотя в ней живут.
Они строят себя ежеминутно и постоянно, помогая друг другу, подставляя плечо, подчас делая трудный выбор. Вопросы и сомнения в отношениях между собой они обсуждают предельно честно и откровенно, без обиняков, не боясь обидеть друг друга, но при этом деликатно. Каждый из образов будь то Дмитрий Сергеевич Лопухов или Александр Матвеевич, или Вера Павловна и, конечно же, Рахметов показаны как в развитии, так и в противоречиях. Их поиски, это не столько душевные эмоциональные терзания рефлексирующей интеллигенции, сколько поиски решений, поиски пути, поиски ответа на вопрос «как?».
Каждый из них, пусть с разной скоростью, с разной степенью решительности и зрелости двигаются вперёд и вверх, к образу ЧЕЛОВЕКА нового типа в новом обществе. У Чернышевского нет идеализма, маниловщины, а есть вполне конкретный образ будущего при вполне конкретных исходных и образ того каков должен быть человек этого будущего, каковы должны быть его качества. И да, этот новый человек не идеальный, но стремящийся себя усовершенствовать.
Таковым показан Рахметов, осознавший себя, свою роль в обществе, чего он хочет и как он и с кем будет это достигать, что ему для этого нужно, какие знания, навыки и умения, прекрасно понимающий силу реакции властей, с которыми предстоит столкнуться. Он предельно ясно понимает, что у него уже есть в багаже, а что надобно приобрести, каким стать. Планомерно и сознательно, день за днём, год за годом, он готовит себя к этому будущему.
Иногда он кажется человеком-функцией, программой, роботом, как сказали бы мы сегодня, алгоритмом, подчинённым идее. Но, не случайно Чернышевский придаёт ему вполне человеческие слабости как то, например, дорогие сигары. Он может быть эстетствующим гурманом, а может довольствоваться чрезвычайно малым.
Благородство, слово от которого мы отвыкли, которое кажется напыщенным и чуждым элементом, от которого нас отучили — это тоже линия, проходящая через всех главных героев. Это и то, что Лопухин вытаскивает Веру Павловну из того гадюшника обывательщины через фиктивный брак, жертвуя своей карьерой медика. Но он не делает её своей обожательницей, поклонницей или просто благодарной ученицей, он учит её жить по-новому в старом и ветхом мире, оставаясь женщиной и человеком, помогает ей овладеть суммой знаний, необходимыми для самостоятельной и независимой жизни, встать на ноги во всех смыслах. Он любит её, но не делает её собственностью, вещью, придатком, а когда убеждается в серьёзной неодолимой её любви к другому, он не истерит и не сводит мелочно дебит с кредитом, а ищет путь как уйти, не потеряв лица самому, и как сделать свободной от бюрократических и других проблем, Веру Павловну.
И вот здесь снова выходит на сцену очень деликатный и строгий, полный благородства и любви к людям, дружеский образ Рахметова.
Вы спросите: “ А причём здесь другие романы и их герои?”.
Мне не случайно пришла аналогия Рахметова и профессора Любищева из «Эта странная жизнь» (лучшая книга по тайм менеджменту). Потому что в нём тоже показан очень цельный человек, личность, чья жизнь тоже посвящена идее, делу всей жизни. И ради того, чтобы максимально реализовать себя в науке, он когда-то принял решение жёстко и строго всё регламентировать в своей жизни и занялся в первую очередь учётом своего времени, в том числе и «мусорного», взяв контроль над ним, чтобы «максимально успеть» в своём деле, а не быть подчинённым стихийным обстоятельствам.
И, на первый взгляд, могло бы тоже показаться, что это человек-робот, человек-функция. Но в том то и дело, что именно, когда человек в полной мере осознает своё предназначение, своё место в жизни, свою цель на благо общества, он учится и подчиняет в своей жизни всё вокруг него существующее важное второстепенное важному главному. И при этом в его жизни есть место всему — и личной жизни, и отношениям с близкими и друзьями, и культурному досугу. Натура цельная преуспевает во всем, когда есть главное в его жизни — цель, смысл существования в этом мире.
Но, позвольте, а как же сюда, в этот контекст попал Клим Самгин? А это как раз антигерой — серая, бесцветная фигура, вечно мятущаяся, вечно рефлексирующая и ищущая компромиссов, не стремящаяся к осмыслению самого себя, не имеющая стержня. Личность, пусть и ищущая, но не доводящая ничего до логического конца в осмыслении, ищущая виноватых в людях и явлениях, в событиях, в обстоятельствах, в процессах, идущая на поводу у обстоятельств.
Он стал умеренным средним гражданином, постепенно вживаясь в роль воплощения благоразумия и умеренности.
Клим Самгин — личность интеллигентствующая, тонущая в потоке противоречий, колеблющаяся в поисках на чью сторону встать, к кому примкнуть, плетущаяся в хвосте реалий и событий, барахтающаяся в своих заблуждениях не в силах подняться над ними и, при этом, изо всех сил цепляющаяся за миф о своей исключительности.
Он сам мечется и увлекает в водоворот своих сомнений других, хотя у него перед глазами есть другие сильные личности — Дмитрий, Кутузов.
Выхода из тупика его индивидуалистического сознания в общность, в народ так и не случилось и, как результат, — глубочайший кризис индивидуализма. Клим в крайних своих проявлениях дошёл до абсурда, деградации, вырождения и бессмыслицы.
Клим Самгин не мог не противиться идее революции – для него это было осуществлением худшего из кошмаров. Он боялся, что его индивидуальность, которую он придумал для себя, могла раствориться в толпе в некоем метафизическом смысле, при этом, он боялся толпы, был растерян и страшился полной «потери лица».
Итак, Рахметов Чернышевского и Любищев Гранина — личности цельные, прямо и честно смотрящие реальности в глаза, анализирующие её, изучающие её и преобразующие её. Они исходят из анализа происходящего и того, каким видят и хотят видеть своё и народа будущее, стремятся в него, изыскивая возможности и ресурсы.
Эти герои не реактивные (действуют, реагируют в ответ на случившееся), а проактивные — действуют на опережение с видением будущего.
Они не игнорируют события, не лакируют действительность и не преуменьшают опасности застоя. Они приподнимают себя над этой самой действительностью, смотрят вперёд и вверх, ставят задачи, которые им необходимо решить, ищут пути решения задач и не боятся трудностей, сознательно готовятся к ним, а не идут на поводу у обстоятельств, не прогибаются под изменчивый мир, а меняют мир, но начинают они с себя.
Они ревизуют себя беспристрастно и самосовершенствуются, чтобы творить, создавать, делать МИР лучше, чище. Именно в этом предназначение человека — стать ТВОРЦОМ, созидателем. Именно творцы и есть революционеры, преобразователи действительности, улучшающие себя, окружение, мир.
Феникс
Будем благодарны вам за помощь в распространении марксизма-ленинизма и издании книг. Мы издаём серию книг «Основное в ленинизме», учебник для кружков «Наука побеждать» и художественную литературу. Книги можно купить на нашем сайте. Скачать бесплатные версии наших книг можно по ссылке. В данный момент мы ищем верстальщика. Если вы готовы нам помочь, напишите, пожалуйста в комментариях.
Приглашаем к сотрудничеству авторов, корректоров и просто грамотных и внимательных людей, желающих вычитывать Ленина для последующей публикации серии «Основное в ленинизме».
Купить и заказать книги В.И. Ленина из серии "Основное в ленинизме можно тут
Курс коммунизма для начинающих "Наука побеждать"
Учебное пособие "Научный социализм"
Учебное пособие "ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ и ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ"
Книга "Краткая история будущего"
Книга "Марксизм-ленинизм эпохи диктатуры пролетариата"
Пройти опрос группы "Свободное время"
Следить за нашими публикациями удобнее по подписке, поэтому, если вы еще не подписались, подписывайтесь на наш канал, а также читайте и смотрите другие интересные материалы на наших каналах тут: