Как группа авторов NYT Дэвид Сангер, Уильям Брод и Крис Бакли, настроения в правящей верхушке Штатов все больше напоминают панику. Там не знают, что противопоставить ядерному потенциалу Китая и России.
Москва приостановила участие в контролирующем договоре о ядерных вооружениях, в то время как Поднебесная намеревается укрепить свой арсенал.
Авторы уверены – такая ситуация кардинальным образом поменяет баланс сил на планете.
Всего в 215 километрах от Тайваня Пекин начал подготовку к запуску уже нового реактора. Пентагон уверен – он начнет заниматься поставкой топлива для ядерного арсенала Китая. И такими темпами он быстро окажется на одном уровне с Штатами и РФ.
– А сам материал для ядерного реактора доставляет китайцам Россия, – пишут авторы. – «Росатом» за пару месяцев закончила доставку 25 тонн высокообогащенного урана. Китайцы смогут начать новое производство. Это значит, что Россия и Китай вместе трудятся в рамках проекта по ядерной модернизации. Совокупный размер их ядерной мощи тогда быстро превзойдет американский. И это – яркий пример начала новой, более тревожной эпохи, еще более сложной, чем холодная война.
Высокопоставленный управленец Пентагона Джон Плам (John F. Plumb) в Конгрессе уже заявил, что что реакторы-размножители – это плутоний:
– А плутоний – как мы знаем – используют в ядерном оружии, – пояснил он.
Далее они приводят в пример встречу китайского руководителя Си Цзиньпиня и Владимира Путина. Они делают однозначный вывод со ссылкой директивы Пентагона:
– Впервые в истории США им будут противостоять сразу две крупные ядерные державы, являющиеся еще и стратегическими соперниками, гипотетическими врагами Америки, — сказано в директиве. – Все это нагрузит нашу стабильность, сделает новые проблемы для того, чтобы осуществлять политику сдерживания, нагрузит механизмы гарантий, усложнит контроль вооружений и механизмы снижения рисков.
Официальные лица США с откровенным фатализмом стали говорить о том, что как-то прекратить процесс наращивания вооружений в Китае не представляется возможным.
– Мы не можем ни остановить, ни просто замедлить или сорвать китайскую ядерную программу, запланированную ими на ближайшие 10-20 лет, – констатировал в Конгрессе председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Марк Милли.
Слова Милли звучат еще более удручающе из-за того, что Штаты «много лет так хотели очистить планету от ядерного оружия»
– Обама ввел стратегию по снижению зависимости США от ядерного оружия, он искренне надеялся, что этому примеру будут следовать и остальные страны, – пишут авторы. – Но что сегодня? А сегодня твориться только противоположное. Путин все больше полагается на ядерный арсенал! СНВ-3 – это единственный договор об ограничении нашего и российского арсеналов из оставшихся. Но его срок истекает через тысячу дней. И мы вынуждены признать, что пока на Украине все продолжается, шансов на то, чтобы заключить что-то новое – почти нет. Даже если мы сядем за стол переговоров с РФ, и они все согласуют, ценность нового договора будет весьма скромной до того момента, пока то же самое не согласует Китай. А там никакого интереса к подобным договорам нет.
По данным ежегодного исследования Федерации американских ученых, уже сейчас у Китая около 410 ядерных боезарядов. Недавний доклад Пентагона об армии Поднебесной вышел в ноябре. В нем идет речь о том, что к финалу этого десятилетия общее количество китайских боезарядов может увеличиться до одной тысячи единиц. Уже к 2035 году — до 1,5 тысяч.
Госдепартамент тут же организовал рабочую группу специалистов и поручил им за 6 месяцев сделать рекомендации. Но уже сейчас ситуация усложнилась. Во время холодной войны были только две крупные ядерные державы – СССР и США. Тогда никто и не думал о Поднебесной.
В то время он располагал лишь 200 единицами ядерного оружия. Это было так мало, что никто не считал нужным вести речь о каких-то переговорах.
Пекин ни разу не был участником серьезных договоренностей о контроле вооружений.
Теперь же оснований проявлять осторожность – хоть отбавляй.
– Когда ты начинаешь упорствовать, то сразу появляется множество вопросов, — пояснил ядерный эксперт Джон Вульфсталь (Jon Wolfsthal), трудившийся при Обаме в штате Совета нацбезопасности.
Сейчас на Капитолийском холме разгорается дискуссия о том, насколько оправдано создание нового подхода из-за предстоящего увеличения арсенала Китая. Некоторые республиканцы стали говорить о необходимости наращиания американских запасов ядерного оружия после того, как завершится срок действия СНВ-3. Уже сейчас они требуют, чтобы американский арсенал был таким же, как и совокупный российско-китайский арсенал.
Но есть и такие официальные лица, которые называют это слишком сильной реакцией.
– Я считаю просто безумием думать о том, что нам надо будет участвовать сразу в двух войнах, – констатировал профессор Гарварда Мэтью Банн (Matthew Bunn).
Старший научный сотрудник программы ядерной политики из Фонда Карнеги за международный мир Тун Чжао (Tong Zhao) рассказал о том, что китайское руководство нацелено на долговременное соперничество с США:
– Если потребуется, они перейдут и к конфронтации, – пояснил он.
Три гигантские площадки с ракетными шахтами, которые возводятся в бескрайних засушливых районах на севере Китая стали «ярчайшей иллюстрацией амбиций Поднебесной».
Там можно будет расположить до 350 межконтинентальных баллистических ракет.
Раньше Китай располагал ракеты отдельно от самих ядерных боеголовок. Так у США в запасе было достаточно времени, задумай Китай эскалацию. На этом и держалась дипломатия прошлого.
Но новые твердотопливные ракеты, стоящие в этих шахтах, будут, скорее всего, располагаться рядом с боеголовками. Так же, как и американские.
– Так что для запуска теперь нужно будет гораздо меньше времени, – рассказал профессор Массачусетского технологического института, специалист по китайской армии М. Тейлор Фрэвел (M. Taylor Fravel). – Поднебесная желает, чтобы в умах американцев не было никакой тени сомнений по поводу ее ядерных возможностей сдерживания.
Теперь Вашингтон боится, что Си во всем решил брать пример с Путина. То есть, теперь Китай начнет грозить ядерным оружием при любом намеке на конфликт из-за Тайваня.
– Мы просто не знаем, что нам делать, – откровенно заявил экс-чиновник Пентагона Генри Сокольски (Henry D. Sokolski), который сейчас возглавляет Образовательный центр политики нераспространения. – Как вообще реагировать на это? Надо создавать еще больше ядерного оружия? Делать, как они? Ответа нет.Ранее LIVE24 сообщало о том, что Макрон и Байден надеются, что конфликт между Россией и Украиной решит Китай.