Найти тему
Искусствовед Успенский

Советская абстракция как новая вера

Все фотографии сделаны автором статьи А. Успенским
Все фотографии сделаны автором статьи А. Успенским

За каждой выставкой, особенно если эта выставка - из частной коллекции, стоит фигура собирателя. Наталья Опалева, представив в Мраморном дворце выставку "Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту", демонстрирует свой личный вкус и собственную шкалу ценностей. Принцип этого субъективного отбора обнажил любопытную оптику: известные художники в малоизвестном их ракурсе. По временному отрезку это конец 1950-х до 1970-х, с отдельными работами рубежа ХХ-ХХI века. По персоналиям - это крупные самостоятельные величины, многие из них фронтовики. Люди, оказавшиеся перед сущностным вопросом: как делать новое искусство, после личного опыта войны, нередко - опыта заключения. Громадная личная экзистенция требовала соответствия в выборе языка искусства.

Экспозиция выставки с видеоинсталляцией.
Экспозиция выставки с видеоинсталляцией.

За очень разноплановыми работами, которые, как следует из названия, находятся в диапазоне от абстракции до артефакта (оба понятия достаточно размыты) проявился комплекс произведений, которые я бы назвал нашим отечественным неоэкспрессионизмом. Эти работы объединены камерностью высказывания, личной болью, дневниковой интонацией. Они глубоко психологичны и при этом воплощены в абстрактной или полуабстрактной форме.

Работы Эрнста Неизвестного
Работы Эрнста Неизвестного
Эрнст Неизвестный. Распятие. 2006
Эрнст Неизвестный. Распятие. 2006

К языку абстракции, к новой пластике художники приходили через личные впечатления, выращивали их из биографии. Так, Эрнст Неизвестный говорил, что английский скульптор Генри Мур делает отверстия в фигурах для диалога с пространством, а он делает отверстия в своих скульптурах, потому что у него была дыра в голове - у Неизвестного было тяжелое фронтовое ранение.

Николай Вечтомов. Пейзаж. Полнолуние. 1990
Николай Вечтомов. Пейзаж. Полнолуние. 1990
Николай Вечтомов. Спорадический зверь. 1974 (вверху), Равновесие. 1960 (внизу).
Николай Вечтомов. Спорадический зверь. 1974 (вверху), Равновесие. 1960 (внизу).

Николай Вечтомов писал: "Мои работы связаны не только с собственным состоянием, но и с общественными катаклизмами. Тайфуном, например. Эпичностью легенды". Он говорил, что в гамме его черно-багровых работ заложено воспоминание о Сталинградской битве, в которой он участвовал, и раскаленный пейзаж во время боев был ужасен и прекрасен одновременно.

-7

Во всех работах чувствуется напряженный поиск нового измерения в искусстве, не местного и бытового, а чрезвычайного и сверхъестественного. То, что в советское время называлось отражением метафизики в искусстве, было поиском новой веры.

Анатолий Зверев. Супрематические композиции. 1957-59.
Анатолий Зверев. Супрематические композиции. 1957-59.
Лик начинает проявляться, из абстрактного растет сакральное.
Лик начинает проявляться, из абстрактного растет сакральное.

Шел поиск нового содержания, не реалистического и не фигуративного, но сакрального. Иное видение и наполнение пространства картины прямо говорит об этом направлении - многие художники используют как мотив архетип креста, некоторые включают в свои работы фрагменты подлинного церковного облачения. Они хотят почувствовать, примерить себя к утраченным сакральным измерениям и пространствам. Ввести эти поиски в системе реалистического искусства было невозможно, а в абстрактном и сакральном намечались попытки сближения и контакта.

Евгений Рухин. Без названия. 1971.
Евгений Рухин. Без названия. 1971.
Евгений Рухин. Без названия. 1970-е
Евгений Рухин. Без названия. 1970-е
Дмитрий Плавинский. Композиция. 1970.
Дмитрий Плавинский. Композиция. 1970.

Это очень любопытная выставка, представляющая период зарождения нонконформистского искусства, когда художник был нам дорог не только тем, что сопротивляется общей официальной позиции, противопоставлял творца государству и отстаивал личное бунтарство. В период ранней "оттепели" бунтом было освобождение в искусстве от оков профанного.

Петр Беленок. Без названия. 1972
Петр Беленок. Без названия. 1972

Беленок писал: "Меня не интересуют детальные наблюдения каждодневной жизни, я наблюдаю мир и его проблемы из нейтральной позиции в космосе". Художник вырос в селе Корогод в пятнадцати километрах от Чернобыля и сегодня его работы воспринимаются также как предчувствие катастрофы.

Игорь Вулох. Пейзаж. 1976.
Игорь Вулох. Пейзаж. 1976.
Игорь Вулох. Светлые поля. 1979.
Игорь Вулох. Светлые поля. 1979.

"Самая большая награда - понимание. То, что я делал сам для себя, оказалось понятным другим людям, независимо от их ранга или положения. В этом, наверное, и есть высшая награда для художника. Такие вещи мне выпадали нечасто" - Игорь Вулох.

Михаил Шварцман. Лик. Иерархия дочерняя. 1959.
Михаил Шварцман. Лик. Иерархия дочерняя. 1959.
Экспозиция с работами Шварцмана
Экспозиция с работами Шварцмана
Михаил Шварцман. Иература. 1970
Михаил Шварцман. Иература. 1970

Для Михаила Шварцмана его художественная система обозначается авторским термином "иератизм" (от греческого hieratikos - священный, жреческий). Шварцман говорил об иератическом материале: "Процессы бытия мира: метаморфозы жизни камней, пород, текстуры деревьев и пр. В знаках они выражают духовную суть. Для иерата поэтому важно знаковое осмысление этих метаморфоз".

Эдуард Штейнберг. Композиция. 1970.
Эдуард Штейнберг. Композиция. 1970.

Штейнберг писал: "Все мы вышли из Квадрата Малевича. Я наследник всей русской культуры ... На мой взгляд, национальное, идущее от иконы искусство открыл русский авангард, а не передвижники".

Оскар Рабин. Розы на Преображенском валу. 1966
Оскар Рабин. Розы на Преображенском валу. 1966
Оскар Рабин. Розы на Преображенском валу. 1966. Фрагмент.
Оскар Рабин. Розы на Преображенском валу. 1966. Фрагмент.
Оскар Рабин. Две крыши. 1971
Оскар Рабин. Две крыши. 1971

"Время нас всех свело. С "оттепелью" появились художники, которых раньше просто не могло быть. Для нас необыкновенно важна была сама возможность обсуждения авангардного, модернистского искусства" - Оскар Рабин.

Дмитрий Краснопевцев. Аптека. Натюрморт в нише. 1975
Дмитрий Краснопевцев. Аптека. Натюрморт в нише. 1975
Дмитрий Краснопевцев. Свитки с чернильницей. 1985.
Дмитрий Краснопевцев. Свитки с чернильницей. 1985.

"Главное, суть картины, не подлежит анализу и объяснению - это ее тайна, ее душа, неведомая до конца и самому художнику" - Дмитрий Краснопевцев.

Юрий Злотников. Из серии "Сигнальная система". 1956-1962
Юрий Злотников. Из серии "Сигнальная система". 1956-1962

"Я понимал математику художнически, мало что осознавая конкретно - это, как ни странно, очень помогало пониманию пластики. Мои друзья из Института информатики и само время заставили меня по-новому взглянуть на математику и, увидеть в ней некую мистическую сущность. Загадку этого мира и возможность его постижения" - Юрий Злотников.

Работы Игоря Шелковского
Работы Игоря Шелковского

"При советской власти искусство вообще не развивалось. А потом началось. И все художники оказались перед одной проблемой: что делать? Никаких традиций не было. Продолжать? А что продолжать? И каждый на свой лад искал ответ" - Игорь Шелковский.

Владимир Янкилевский. Пророк. 1967
Владимир Янкилевский. Пророк. 1967

Янкилевский так высказывался о своем творчестве: «Художник вглядывается в чистый лист с закрытыми глазами, глядя одновременно и вовнутрь себя, пытаясь найти туннель, связь между «внутренним» и «внешним» (…) В этом взгляде-видении «вовнутрь-вовне» и идет нащупывание, поиск той формы, что проявляется, «всплывает» из глубины белого пространства холста художественной волей художника».

Видео о реалистической работе Янкилевского

Франциско Инфанте. Из цикла "Спирали". 1965
Франциско Инфанте. Из цикла "Спирали". 1965
Франциско Инфанте. Спираль света. Диптих. 1964
Франциско Инфанте. Спираль света. Диптих. 1964

"Ретроспективным зрением я различаю два основных момента в моей судьбе художника: переживание бесконечности, а затем тайны мира" - Франциско Инфанте-Арана.

Марлен Шпиндлер. Вологда ночью. 1983.
Марлен Шпиндлер. Вологда ночью. 1983.

Существуют универсальные архетипические формы, мимо которых не проходит в своем творчестве ни один художник. Наиболее значимые для Марлена Шпиндлера крест и круг были связаны с различными сторонами его биографии. Был период заработков промышленной графикой – дизайном товарных знаков, и были периоды узничества советского времени, причем трижды.

Марлен Шпиндлер Крест. 1991.Собрание ГРМ.
Марлен Шпиндлер Крест. 1991.Собрание ГРМ.

Вместо холстов художник зачастую использовал мешковину, грубая фактура которой усиливала искомую брутальность и архаичность. Он сам готовил краски, растирая в порошок минералы и замешивая их на яичном желтке, как это делали древнерусские иконописцы. Уже на технологической стадии процессу написания картины придавались сакральные качества, а сдержанная, мерцающая гамма сохраняла тепло натуральных пигментов. Стратегия художника заключалась если не в возвращении визуальному образу тех духовных качеств, которыми он когда-то обладал, то – в памяти об утраченном.

Экспозиция с работами Франциско Инфанте на втором плане.
Экспозиция с работами Франциско Инфанте на втором плане.

На этой выставке мне было интересно и неожиданно осмысливать азартный, а порой мучительный личный поиск этих очень разных художников-искателей. Объединяло их всех направление поиска - от земли к небу.

Моя лекция 11 мая на выставке

Одно видео с этой выставки