Найти тему
Цитадель адеквата

Православие и католицизм: Неявная суть конфликта

Есть мнение, что между католицизмом и православием, как течениями христианства, наличествуют некоторые расхождения на уровне фундаментальной догматики. Это справедливое мнение, однако характер данных расхождений в точности известен лишь священнослужителям, суть же их, – причём не одинаково, – понимают только религиозные философы. Важными же догматические нюансы кажутся… Верующим не кажутся. Я спрашивал.

Так что, о различиях формальных не стоит и говорить. Католики и православные верят в одно и то же. Молятся – по-разному. На разных языках. Кто-то носит бороды, кто-то соблюдает целибат. Но и эти детали не представляются существенными кому-либо. Доказывается упомянутый тезис существованием униатских церквей. У нас известна одна, но их много. Уния подразумевает административное подчинение церкви Риму с сохранением местной обрядности.

...То есть, – поверхностно, – дело лишь в подчинении одной организации другой. Или же, как говорят, в конфликте между папизимом и соборностью. Одним из догматов католицизма является непогрешимость и первенство Папы Римского. Православные сей догмат не признают.

Если же обратиться к истории, то раскол церквей был предопределён. Естественно, что сразу после христианизации Рима столичный епископ считался главным, – имеющим решающий голос в организационных и теологических вопросах. Это, в принципе, признавалось остальными епископами, – но недолго. Падение Западной Римской империи позиции Папы подорвало. Его авторитет упал, поскольку Константинопольский епископ имел куда больше денег и рычагов влияния. В Византии вопросы веры стали решаться вопреки мнению Папы или вообще без его участия.

Любопытно, что крещение Руси состоялось до официального раскола. Об этом часто забывают, удивляясь, почему Папа посчитал данное событие собственной заслугой. De jure так и было, de facto же восточные епархии не подчинялись Риму уже давно. Лишь после захвата Константинополя ситуация изменилась. Теперь сила была на стороне католиков… Однако, и с позиции силы переговоры с ортодоксами ни к чему не привели.

...Ортодоксами же православных прозвали из-за консервативности, – отказа признавать решения нескольких поздних церковных соборов, проведённых уже Римом. Но всё это подразумевает именно поверхностное видение проблемы. Глубинные же причины конфликта заключались в том, что православные иерархи являлись именно ортодоксами – хранителями духа раннего, позднеантичного христианства. Отличного от духа христианства Римского – средневекового.

Раннего же значит – имперского. Христианство насаждалось в Римской империи сверху, – как государственная религия. Соборы инициировались императорами и проходили под их, – а не Папы, – председательством. Церковь являлась государственным институтом, – инструментом внутренней политики. Что означало крупные преференции, – в виде покровительства государства, – но и ограниченную автономию. Вплоть до полной национализации и подчинения светскому министерству, – как произошло при Петре.

...Таково было и положение церкви в Риме, – и она им вполне удовольствовалась бы. Если б не потеряла его по независящим от неё обстоятельствам. Римская Империя прекратила существование на Западе, распавшись на множество варварских королевств, короли которых, к тому же, часто исповедовали христианство в еретической арианской трактовке. Соответственно, Рим оказался предоставлен себе. Папа Римский же стал независимым правителем – с собственным войском. Таковым, он, кстати, остаётся и сейчас, хотя владения и сжались до размеров Ватикана, а армия до роты почётного караула. Тем не менее, – это важно, – патриархи восточных церквей никогда и такого не имели.

Являясь же, с одной стороны, независимым феодалом (по богатству и силе сравнимым, максимум, с герцогом), с другой, Папа Римский оставался ещё и главой церковной организации по всей Европе. Да ещё и духовным лидером христиан, обладающим эксклюзивным правом на толкование Писания. Таким образом, католическая церковь сама того не желая, – в результате геополитической катастрофы, – превратилась в институт надгосударственный. И далее всегда именно так себя и позиционировала, пытаясь построить королей ровными рядами.

Попытки эти имели в средние века успех ограниченный, – короли не строились, а больше грабили Рим, увозя Папу в плен (мечей у них было больше). В начале же нового времени претензии Ватикана на верховную власть в Европе окончательно пошли прахом… И важно в данном случае отметить, что у лидеры православных церквей никогда таких претензий не имели, продолжая верно служить светским правителям на территории своего проживания.

Православные церкви всегда оставались государственными, не пытаясь проводить собственной политики. Данный ортодоксальный подход и отличает православие от католицизма, – насквозь глобалистического ещё во времена, когда глобализм не стал трендом.

Блог нуждается в поддержке. Кошелёк ЮMoney 4100 1168 3178 5907