Найти тему

«Мокрый» процесс фотографии: высокая светочувствительность, тиражирование и цианистый калий

«Мокрым» в середине XIX века именовали новый технологический процесс фотографирования при помощи мокро-коллодионного способа. Он заключался в лабораторном получении влажной светочувствительной эмульсии, теряющей свои свойства при высыхании и требующей немедленной съемки. В конце 1850-х годов эта технология полностью заменила дагеротипию благодаря более высокой светочувствительности и качеству получаемого изображения.

Весь процесс был разделен на две стадии: получение негатива и печать позитива. Сложность съемки состояла в правильной подготовке негативных стеклянных пластинок и в создании на них светочувствильного слоя. Это проходило в несколько этапов:

- обеспыливание щеткой и полировка стекла водно-спиртовым раствором мела;

- приготовление светочувствительной эмульсии путем смешивания 2% коллодия, бромистого кадмия и йодистого калия;

Распреление слоя коллодия на стекле
Распреление слоя коллодия на стекле

- полив приготовленного раствора на стекло и его скорое равномерное распределение, так как коллодий быстро густел из-за испарения алкоголя и эфира; если образовывались полосы или пятна, то пластину снова мыли и начинали всё заново;

- просушка подготовленной пластины до влажного состояния и вертикальное размещение в кювете с раствором серебра на 4-5 минут; признаком готовности было изменение цвета слоя коллодия на стекле из прозрачного на молочно-белый;

Помещение пластины в кювет с раствором серебра
Помещение пластины в кювет с раствором серебра

- помещение готовой пластины во влажном состоянии в кассету фотокамеры для проведения съемки.

Заправка пластины в кассету фотокамеры
Заправка пластины в кассету фотокамеры

Проявка готового изображения
Проявка готового изображения

Благодаря всем этим лабораторным манипуляциям выдержку затворов объективов, особенно в солнечный полдень, сократили до 10-12 секунд. Съемка портретов стала занимать почти в 30 - 50 раз меньше времени.

После съемки пластину нужно было обработать проявляющим раствором железного купороса, или как её ещё именовали «вызыватель», и полученное изображение закрепить фиксажем. В XIX веке в качестве фиксажа использовали раствор цианистого калия, который является ядовитым веществом, и нередко случались несчастные случаи отравления. Кроме того пыль, загрязнения оборудования способствовали образованию пятен на изображении и порче фотографии. Весь процесс требовал от фотографа опыта и полноценной, хорошо обустроенной лаборатории.

При съемке случались казусы. Несмотря на то, что изображение было монохромным (черно-белым) «голубые цвета одежды получались совершенно белыми, а желтые - совершенно черными, также как и рыжие волосы, и красное лицо – достаточно тёмными». Передача перспективы требовала осторожности. Старались фотографировать в одной плоскости, так как всё «немного выдвинутое вперёд получалось громадных размеров».

Возможность использовать стеклянный негатив для тиражирования печати позволила изготовлять множество копий одного портрета для заказчиков. Неудобство для фотографа оставалось в работе с большими размерами фотокамер, так как печать была контактной и требовала сразу организовывать съемку в тех масштабах, в которых запрашивался портрет. Такая съемка по-прежнему проходила в помещениях или в салонах, так ранее назывались фотомастерские.

Именно в технике мокрого коллодиона работал с фотографией французский художник Ипполит Шарль Габриэль Робийяр (Hippolyte Robillard) в середине XIХ века. Согласно опубликованным биографическим данным, в 1861-1865 гг. он владел фотосалоном в Санкт-Петербурге и был известен как мастер пастельного портрета. В его салоне, расположенном в доме № 52 на ул. Большая Морская, фотографировались на портреты члены семьи многих известных личностей: представители императорской фамилии Романовых, Тютчевы, Мещерские и др. На фотоснимках автора, дошедших до наших дней, запечатлены театральные сцены, актеры и вокальные исполнители, выступающие на сценах Санкт-Петербурга. Все сохранившиеся фотографии сейчас находятся в музейных собраниях государственных и частных коллекций.

В фондах Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» имеется одна подлинная работа французского мастера. Это портретная фотография Павла Павловича Демидова (1839-1885), владельца заводов Нижнетагильского округа, выпускника юридического факультета Петербургского университета. П.П. Демидов изображен в полный рост.

Фотография размером 43,2 х 33,3 см наклеена на картонное паспарту, имеющее утраты по сторонам. В качестве украшения на паспарту по всему периметру на картоне сохранилась рамка золотистого цвета. В левом нижнем углу находится подпись автора, состоящая из рукописной фамилии на французском языке «Robillard» и года создания портрета. Буквы фамилии читаются четко и вопросов не вызывают, в отличие от года. Данную запись можно трактовать двояко: «1869» и «1863» из-за того, что крайняя цифра написана с размахом. Однако установленные биографические данные мастера свидетельствуют о 1863 годе проведения съемки, так как после 1865 года фотосалон был закрыт. Так вольный росчерк пера фотографа внёс небольшую путаницу в установлении даты.

На рубеже 2022-2023 годов в Государственном Эрмитаже (г. Санкт-Петербург) прошла выставка фотографий салона Ипполита Робийяра. На ней были выставлены его работы, хранящиеся в собраниях Санкт-Петербурга и Москвы. Вместе с портретами музейные сотрудники представили уникальные материалы из личного архива фотографа, которые позволили точнее расшифровать даты его работ.

Дарья Симонова, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».