Найти тему

Непривычные полёты на Як-52

Как-то осенним солнечным и тёплым днём устроили мы полёты на Як-52 на пилотаж. Как всегда, пилотажная зона над точкой. Над аэродромом редкие кучевые облачка, даже пилотаж с ними крутить веселее. А в стороне, на северо-востоке привлекла моё внимание красивая мощная кучевая облачность. Огромная, буквально глыба кучевой белоснежной облачности. Закрывает часть неба, словно парит в небе и манит к себе.

После полёта в зоне, решил я слетать к ней. Вроде не высоко она, да и недалеко, кажется, что несколько километров. Прям захотелось окунуться Яком в эту огромную белизну и потрогать её. Взял курс на эту всю белую громадину. Иду в наборе, упорно набираю высоту. Як набирает высоту резво, радостно молотит винтом. Вокруг живописные виды полей, пересечённых посадками, пылятся просёлочные дороги. Проплыла подо мной железная дорога, которая из Крыма идёт на Москву, потом пересёк автотрассу Симферополь – Харьков.

Только что-то не приближается эта кучевая глыба. Да и по высоте она ближе не стала. Набрал я уже 2000 метров, а по высоте до нижнего края и не приблизился. Стоит кучевая облачность перед взором, полгоризонта занимает. Переливается своими белоснежными выпуклостями, прям зовёт к себе. Ячок весело звенит мотором, упорно гребёт высоту. Но что-то плохо приближается белоснежное чудо, а точнее, - совсем не приближается.

Зрелище, конечно, завораживающее, - словно клубы пара выпирают во все стороны белоснежные как снег огромные пузыри. Вариометр показывает всё меньшую вертикальную скорость, высота уже за 3000 метров.

Земля всё удаляется вниз и уже становится прохладно, хотя на земле было совсем тепло. Воздух становится каким-то жидким, приходится делать глубокие вдохи. Виден уже город Токмак впереди, а до него от нашего аэродрома все сорок километров. Высота по прибору уже приближается к 4000 метров, а облачность как была впереди сверху, так и остаётся. Да, сильно я ошибся в высоте и удалённости этой кучевой облачности.

Дышать приходится глубоко и часто, уже стало не просто прохладно, а определённо холодно. В ногах стало покалывать ниже колен. Догадываюсь, что это проблемы от нехватки кислорода в организме. Как я понимаю, больших проблем на высоте 4000 из-за кислорода быть не должно.

Уже стало ясно, что эту великолепную кучёвку я не достану. Но полетать на такой высоте на Як-52 интересно. Не часто такое бывает. Вообще-то выше полутора тысяч на Яке я и не был раньше. Чувствую я себя нормально, не считая частого и глубокого дыхания и покалывания в ногах. Разве что уже подмерзаю. Пора прекращать «эксперимент». Что-то я тогда совсем не подумал о том, что можно было включить отопление кабины. Набрал я 4300 метров для «личного рекорда» высоты на Як-52 и стал со снижением разворачиваться на аэродром.

Снижаюсь вдоль трассы Токмак – Васильевка, по ней ползут редкие малюсенькие машины. Ячок снижается резвее, это не высоту набирать. В кабине уже теплее, дышать легче, в ногах перестало покалывать. Показалась уже и Васильевка, а там за ней и наша «точка».

Не так давно ввели «летнее время». Вот оно и сыграло со мной свою злую шутку. С недавних пор появился у нас ещё один желающий научиться летать, зовут Александр, возрастом лет под сорок, вежливый и скромный, сотрудник банка. Занялся я с ним сначала теорией, а потом перешли и к вывозным полётам по кругу.

Однажды, под конец лётной смены, когда мы с ним делали серию полётов по кругу этот казус и случился. Александр в передней кабине, я в задней, инструкторской. Погода не сложная для полётов по кругу, но солнца не видать, - пасмурно. Выполняем мы с ним крайний круг. Уже конец дня, всё вокруг в серой предсумеречной дымке. Взлетаем, управляет Александр, я ему кое-что подсказываю, всё как обычно. Подходим к третьему развороту, он выпускает шасси, солнце где-то позади нас за облаками, но что-то уж излишне сумрачно.

Обычный доклад РП, выполнили третий разворот, снижаемся к четвёртому. И тут меня осенило, что часы переведены на час назад, и на самом деле уже самые настоящие сумерки. И темнота накрывает нас как-то уж очень быстро. Надо бы побыстрее сесть, по светлому времени. А куда быстрее, если мы уже на четвёртом развороте?!

В темноте Як-52 не летает, не предусмотрены на нём ночные полёты. Выполнили четвёртый разворот. Темнота наступила как-то совсем уж неожиданно. Я взял управление, буду сажать из задней кабины. Як-52 совсем не оборудован для ночных полётов, - нет освещения приборов, нет посадочной фары. К тому же яркие в темноте зелёные лампочки выпущенного положения шасси на приборной доске мешают видеть указатель скорости, самый необходимый сейчас прибор. Самолёт летит по посадочной траектории, режим установленный, привычный. Думаю, всё будет нормально.

Чем ближе к земле, тем становиться всё темнее, горизонт ещё можно определять по видимой пока линии верхушек деревьев лесопосадки на фоне тёмно-серого неба. С этим всё нормально, но совсем не видно земли. Только тёмное марево слева. Вперёд из задней кабины всё равно ничего не видно, непонятна высота. Вижу вдруг, как слева внизу включились автомобильные фары, - кто-то на земле догадался. Ориентируясь по расположению этих фар, определяю примерную высоту и снижаюсь.

Делаю всё как всегда, прибираю обороты как обычно. Вот уже примерно высота выравнивания. Подбираю ручку, создаю посадочное положение, ожидаю землю. Чувствую «пятой точкой», что самолёт проваливается, но летит, -скорость ещё есть. Чувствую, сейчас должно быть касание. Ещё подбираю ручку. Есть касание! Грубовато, правда. Ослабеваю ручку, опускается переднее колесо, начинаю тормозить. Ну, всё, - сели! Есть, чёрт возьми, ночная посадка на Як-52!

Толкаем самолёт в темноте на стоянку за едущим впереди автомобилем с включёнными фарами.

- на фото: - Як-52 в воздухе.

- фото из Интернета.

21.04.2023 – Севастополь.