Как часто вы встаёте в позицию беременной матери, носящей в своём чреве читателя блога? Удивлены? Я как филолог и автор канала о психологии тоже часто удивляюсь, читая тексты экспертов. К беременности авторов приводят всего две буквы!
«Мы» – одно из самых коварных местоимений. Коварство возникло из-за амбивалентности. Это местоимение может отправить в пренатальное слияние с матерью или поднять до высот человечности и принадлежности ко всей цивилизации. Поэтому сейчас мы поговорим о контекстах употребления местоимения «мы». Стоп! Говорить буду я! Будете ли вы отвечать, зависит от вас.
«Мы» как маркер эмоционального слияния
В созависимых отношениях местоимение «мы» имеет функцию поддержания неразрывной психологической связи. Это остаточное проявление связи матери и новорождённого ребёнка. Прерванная сепарация мешает рождению «Я», поэтому «мы» остаётся важной опорой.
«У нас прорезались зубки, мы начали ходить», – говорят мамы о своих детях, лишая их собственного «я». Как будто ребёнок всё ещё находится в животе и остаётся частью тела матери.
Эмоциональная незрелость часто проявляется в текстах блогеров. «Мы все понимаем, что насилие недопустимо» – манипулирование сознанием читателя. Лично я думаю, что в целях самозащиты и сохранения жизни насилие возможно. «Лет десять назад мы об этом не знали» – кто «мы»? Откуда автору известно, что знали или не знали все люди на Земле?
Если автор чего-то не знал десять лет назад, это не значит, что не знал никто. В этих случаях «мы» – ложное обобщение на основе собственного ограниченного опыта. Это попытка слияния с неведомыми единомышленниками. А мнимые единомышленники не давали согласия на то, чтобы автор представлял их позицию в публичном пространстве.
Ложное обобщение в текстах экспертов
Иногда замечаю психологическое слияние в текстах психологов. «На курсе мы разберём модели поведения во время семейного кризиса и научимся договариваться». Автор не умеет договариваться и будет учиться с группой? Кто там будет учить, а кто – учиться?
Мне как популяризатору психологии и писателю, работающему с энергией текста, кажутся странными названия психологических курсов со словом «вместе». «Вместе» – наречие, которое означает «при участии всех, сообща» и предполагает скрытого деятеля «мы». «Вместе осваиваем арт-терапию» – опущено подлежащее «мы».
Даже в группах для зависимых и созависимых общая динамика происходит благодаря личным изменениям участников, благодаря осознанию каждого отдельного «я». Терапевтический эффект текста начинается с возможности присвоения своего настоящего "я", с отделения от "мы".
Эмоциональная поддержка без слияния
Мне как блогеру кажется очень важным разделять личные границы автора и читателей. Если автор случайно или осознанно встаёт в позицию «мы», читатель может не распознавать его личность, отличную от личностей других авторов. Тогда какой смысл идти именно к этому эксперту, если он, как все?
Важны чёткие личные психологические границы эксперта. Для этого в блоге понадобится местоимение «я», а в рекламном тексте курса – местоимение «вы». Иначе не будет понятно, кто в какой позиции. Читатель может случайно застрять в животе, а блогер – забеременеть.
Вернёмся к созависимым формулировкам психологов и начнём стимулировать роды. В продающем тексте: «На курсе вы узнаете о моделях поведения во время семейных конфликтов и научитесь договариваться». В блоге: «Я работаю над курсом, который будет полезен мужчинам и женщинам, находящимся в конфликте».
Ещё больше информации о том, как писать грамотные, яркие тексты, можно получить в группе "Искусство сильных текстов". А для любителей слушать голосовые сообщения я создала канал "Про тексты - без цензуры".
Местоимение «мы» как обозначение принадлежности
Принадлежность – ценная эмоциональная опора личности. Важно ощущать себя частью своей семьи и своего рода, частью сообщества коллег или круга друзей. На самом высоком уровне развития возникает ощущение принадлежности к цивилизации. Это свойство пассионарности как её понимал философ Лев Гумилёв.
«Мы» в случае обозначения принадлежности требует уточнения.
«Мы, психологи», «мы, люди планеты Земля», «мы, члены этого рода», «мы, бывшие одноклассники», «мы, сотрудники издательства». В этих случаях возникает информация о корпоративной этике, семейных ценностях отдельной семьи или гуманистических ценностях, прописанных в каких-то декларациях.
«На интенсиве мы обсуждали проблемы идентичности и аутентичности в терапевтическом процессе». «Мы, то есть, я, моя мама и моя бабушка, привыкли брать на себя отцовскую роль в воспитании детей. Это особенность нашей семейной системы».
Ну вот, я высказалась. Слово за вами!
Автор: Питеркина Лиза
Организатор тренингов
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru