Найти тему
Сказы Истории

Государева невеста

В 1616 году при царском дворе был объявлен смотр невест, молодому царю Михаилу Федоровичу на тот момент исполнилось двадцать лет, подошел срок женитьбы и его мать инокиня Марфа (в миру Ксения Иоанновна) всерьез занялась поиском подходящей невесты.

Все приглашенные невесты должны были иметь безупречную репутацию, дворянское или княжеское происхождение и крепкое здоровье для воспроизводства царского потомства. Девиц съехалось множество, но после отсева осталось десять, которых и представили Михаилу Федоровичу.

Среди них находилась девица Татьяна, примеченная инокиней Марфой, и по устной договоренности между матерью и сыном Михаил должен был выбрать ее.

Но молодой царь спутал все планы своей матери, выбрав другую, мимо которой не смог пройти - Марию Хлопову, поразившую его своей застенчивой красотой. Мария принадлежала к не очень богатому, но многочисленному дворянскому роду, и на момент знакомства с Михаилом Романовым ей было чуть более 20 лет.

Она была объявлена царской невестой и получила новое имя Анастасия (в честь первой жены Ивана IV Грозного), ее поселили в верхних палатах, ей целовали крест и ее имя уже упоминалось в ежедневных богослужениях.

Однако мать царя, инокиню Марфу, эта кандидатура не устраивала, она хотела невесту из рода Салтыковых, но вынуждена была смириться с выбором сына.

Хлоповы и Салтыковы в тот период соперничали между собой, а «выбор невест» обострил и без того накаленную ситуацию, поскольку Хлоповы приблизились к трону.

Дядя Марии Гаврил Хлопов своим повышением вызвал зависть у родственника царя Михаила Салтыкова, который вступил в открытую борьбу и привлек на свою сторону инокиню Марфу, которая и так была против своей будущей невестки.

Мария Хлопова на гравюре Хелмицкого
Мария Хлопова на гравюре Хелмицкого

Как-то после обеда у Марии обнаружилось расстройство желудка, собравшаяся по этому поводу боярская дума сделала вывод, что невеста бесплодна и «не прочна», однако требовался осмотр придворных лекарей.

Осмотрев невесту, лекари Бильс и Балсырь заключили: “Плоду и чадородию от того порухи не бывает”.

Михаилу Салтыкову было поручено передать решение лекарей, однако он донес царю, что Мария неизлечимо больна.

Отец Марии Иван Хлопов отчаянно просил не позорить дочь и не отправлять ее со двора, он объяснял, что: “Болезнь произошла от сладких ядей. Болезнь проходит, невеста уже здорова”, но обрадованная такому исходу событий инокиня Марфа, уже приняла решение.

Марию с родственниками отправили в Тобольск. Молодой царь, полюбивший Марию всем сердцем, отказался от проведения смотров невест и вообще от женитьбы, и тяжело переживая эту историю, постоянно интересовался судьбой своей невесты.

В 1619 году вернулся из польского плена отец Михаила митрополит Филарет, который был поставлен в патриархи и стал соправителем сына. Филарет не согласился с бывшей женой в отношении Марии, осудил сына за малодушие и перевел Марию с родственниками в Нижний Новгород, где она была поселена в доме Кузьмы Минина

Патриарх Филарет
Патриарх Филарет

Патриарх Филарет пытался сосватать сыну иностранных принцесс, сначала литовскую, от которой Михаил отказался, затем датскую Доротею-Августу, но был получен отказ от датского короля, мотивированный тем, что брат короля, принц Иоанн, приезжавший в Россию сватать царевну Ксению был отравлен. Наконец, было принято решение сосватать родственницу шведского короля княжну Екатерину, но она отказалась перейти в православную веру.

Михаил Федорович
Михаил Федорович

Михаил в очередной раз напомнил родителям о Марии: «Сочетался я по закону Божию, обручена мне царица, кроме нея не хочу взять иную».

Его мать, инокиня Марфа вновь напомнила про неизлечимую болезнь Марии. По приказу патриарха в Нижний Новгород были отправлены все те же врачи Бильс и Балсырь, которые осмотрели Марию, допросили ее родных и сделали заключени: «Марья Хлопова во всём здорова».

Сама невеста тоже дала объяснение: «Как была я у отца и у матери, и у бабки, так болезни никакие не бывали, да и на государеве дворе будучи, была здорова шесть недель, а после того появилась болезнь, рвало и ломало нутрь и опухоль была, а чаю, то учинилось от супостата, и была та болезнь дважды по две недели. Давали мне пить воду святую с мощей, и оттого исцелена, и полегчало вскоре, и ныне здорова».

После проведенных дознаний заговор Салтыковых был раскрыт, виновных сослали в монастырь. Михаил засобирался жениться, но здесь его мать открыто заявила сыну: «Если Хлопова будет царицей, не останусь я в царстве твоём», и в Нижний Новгород Хлоповым была отправлена царская грамота: «Мы дочь твою Марью взять за себя не изволим».

Так Михаил покорился матери и на долгое время остался холостяком, и только в 1624 году женился на Марии Долгоруковой, которую выбрала ему мать.

Инокиня Марфа
Инокиня Марфа

8 сентября 1624 года в Москве состоялась пышная свадьба, на второй день которой невесте стало дурно и в торжествах она больше не участвовала, а через пять месяцев и вовсе скончалась. Народ расценил это как наказание за испорченную жизнь Марии Хлоповой, а для Михаила смерть жены стала огромным ударом, и он пришел к выводу, что Господь не подарит ему «добрую невесту».

Однако в 1626 году, когда проводились смотрины невест, Михаил нашел свою избранницу, но только не среди невест, а прислужницу одной из невест, дочь калужского дворянина Евдокию Стрешневу.

Свадьбу сыграли скромную, молодых венчал сам патриарх Филарет, который одобрил выбор сына. В браке с Евдокией Михаил обрел свое долгожданное семейное счастье.

Не забыл государь и о Марии Хлоповой, ей по приказу царя были представлены великолепные палаты в Нижнем Новгороде, штат слуг и полное содержание. Замуж она так и не вышла, а в 1633 году заболела неведомой болезнью и скончалась, пережив на два года инокиню Марфу, умершую в 1631 году.