Отрывок из романа Е. Звездной «Урок пятый: Как не запутаться в древних клятвах» (серия "Академия проклятий") про обережную вышивку на одежде. Добавлены фотки с вышивкой из интернета.
Человеческая одежда [в немагическом государстве — типа славянского] разительно отличалась от принятой в Темной империи [готически-магической, где живут маги, гномы, эльфы, орки и другие фантастические народы]-- у нас бы гномы за такие швы у местных портных все имущество отсудили! Одеяние представляло собой рубаху, расшитую красным орнаментом, и сарафан в пол, также с вышивкой, но там были просто цветы и листочки, а вот нижняя рубашка…
На какое-то мгновение я решила, что мне привиделось, но, вглядываясь в ровные стежки вышивки, с удивлением поняла – это схема с элементами оберега! Каждый стежок, вся схема и по рукавам, и у шеи, и даже по подолу – образовывали единую схему оберега! Чем-то напоминавшую тот оберег у ведьм, что был выткан в структуре их ковра! И я поняла, что мне нужна бумага, срочно! Но так как ее не было, я принялась изучать схему вышивки.
Говоря откровенно – я потеряла счет времени, ощущение пространства, да и все мысли, кроме одной – это обережная вышивка! Я такого до того ковра у ведьм никогда не видела, а здесь, похоже, она в ходу была. И рассматривая аккуратные стежки, сравнивая их с теми, уже изученными, я четко различала защиту от злых духов, от злого глаза, на гибель от стихий, от бесплодия даже! А еще от ран и ранений, почти одинаковые, но одна на внутренний поток, то есть усиление внутренней силы тела, чтобы заживление шло быстрее, вторая на внешний – чтобы нож отводила. И что самое поразительное – здесь не было магии, только знание и умение, и…
– Счастье мое, чем ты тут так увлеклась? – Теплые руки скользнули по обнаженным плечам.
Вот так и осознаёшь, что ты, завернувшись в простыню, стоишь, согнувшись, у окна и изучаешь в свете солнца вышивку на рубахе.
– Дэя… – отведя волосы со спины, Риан начал целовать обнаженную кожу, так нежно и очень приятно, – что случилось?
– Обережная вышивка! – Я развернулась в кольце его рук и, указав на рубашку, полюбопытствовала: – Откуда ты ее взял?
Удивленный взгляд на меня и задумчивое:
– Купил на рынке. Что-то не так?
– А почему ее? – не стала я отвечать на вопрос магистра.
Риан улыбнулся, загадочно так, руки его вновь скользнули по моим плечам, и волнующий голос тихо сообщил:
– У тебя кожа нежная, родная, а здесь холст грубый, я и выбрал рубашку из тонкого льна. – А едва он произнес эту фразу, уже решительно вопросил: – Так что с ней не так?
– Это обережная вышивка! – повторила я.
Судя по взгляду, магистр не понял, о чем речь.
– Обережная. – Я забралась на подоконник, так была хоть немного повыше. – Как у наших ведьм, понимаешь? – Он отрицательно покачал головой. – Эти символы, – вновь указала на орнамент, – схема, как у заклинаний защиты!
Риан молча взял рубашку, рассмотрел вышивку и произнес:
– Орнамент не лишен привлекательности, поэтому популярен среди местного населения, в таких рубашках практически все ходят, на мою посмотри.
Я хватанула магистра за рукав, вглядываясь в вышивку на его одежде. Здесь использовались три цвета: синий, защита от стихий – как же, городок у самого моря – вот от бури и ненастья защита, зеленый – от ранений случайных и не случайных, причем от случайных поболее защита была, а еще черный, путеводный, видимо, чтобы рыбаки всегда к берегу родному возвращались. Но! Одно большое «но» – здесь основные символы защиты выполнялись скорее подражательно и суть передавали лишь в общем, то есть такая рубаха владельца не оберегала, а моя – да!
– Посмотри, – я вывернула его рукав, указав на не слишком аккуратные стежки, узлы, обрывы нити. – То, что у тебя, это просто рисунок, орнамент, со смыслом, но без обережных свойств, а теперь сравни с моей!
И я вывернула рукав на рубашке, что Риан для меня принес.
– Стежки гладкие, один в другой перетекает – то есть сохраняется выплетаемый контур! Понимаешь?
Некоторое время лорд-директор молча сравнивал обе вышивки, затем хмуро произнес:
– Одевайся, пойдем завтракать.
– Завтракать? – Я соскочила с подоконника. – Какой завтрак! Идем в ту лавку, где рубашка куплена. Если эта мастерица сумела вышить такой оберег, значит, у нее есть эти древние знания, понимаешь?! Даже у ведьм нет, а у нее есть! В лавку нужно!
И, торопливо надевая сарафан с широкими, во все плечо, лямками, я рассуждала вслух:
– По сути – эта рубашка бесценна. – Риан искоса взглянул на меня, усмехнулся лишь уголками губ и вновь отвернулся к окну. – Я не шучу! Она и от ножа убережет, и от проклятия, и даже от бесплодия.
– Мне уже нравится, – ехидно вставил магистр.
Осознав, что сказала, я покраснела, но даже смущение не способно остановить вставшего на путь истины адепта Академии Проклятий.
– И что меня поразило – она не только оберегает. – Я села на постель и начала надевать чулочки. – То есть оберег у ведьм обладал еще и уничтожающими символами – так каждый ступивший на их ковер-оберег со злыми намерениями просто сгорал в один миг. – На меня теперь смотрели с некоторой заинтересованностью. – Именно вот то, периодически повторяющееся плетение, я и начертила в конторе на полу, именно это и уничтожило каррага (опасного нечисти)!
Риан дождался, пока я соизволю обуться, после чего стремительно подошел, подхватил на руки и понес меня нечесаную вниз. Вскрикнув в момент подхватывания с постели, я вновь отвлекалась от происходящего, продолжая свою мысль:
– Понимаешь, в этой вышивке много схожего с нашим искусством наложения проклятий, действительно много, и… – Примолкнув на мгновение, когда Риан начал спускаться по лестнице, я уже шепотом продолжила: – У меня есть предположение, что это связано с магическим наследием тех древних магов, что когда-то жили на завоеванной темными территориях.
– Да? – Но эта информация была мгновенно забыта. – Нужно найти вышивальщицу, найти обязательно! Сомневаюсь, что она по памяти вплетала обереги, скорее всего, существуют книги, передающие знания из поколения в поколение.
– А если книг нет? И знания передавались от матери к дочери? – Магистр властно усадил меня за стол, заставил взять чашку с чаем в одну руку и булочку во вторую, после чего скомандовал: – Ешь!
– Да какая еда? – возмутилась я. – И, кстати, книга должна быть! Ты просто не понимаешь, такие знания устно невозможно передать! Это же схемы! Точнее то, что выглядит как схема в одну строчку, – она же для того, чтобы объяснить суть, страницы на три расписана будет! И…
[На местной ярмарке] Ткани, ткани, ночнушки, рубахи и вновь ткани. Я шла и задумчиво рассматривала как торговцев, в основном мужчин, и все они бородой отличались, так и товар – в основном грубый лен да хлопковую пряжу. То ли здесь иных тканей не ведали, то ли просто не в ходу они были. Из готовой одежды продавалось в основном исподнее и расшитые обережным орнаментом рубашки, а готовых платьев, костюмов, плащей здесь не было. Как не продавалась и одежда черных цветов – все видела, а черной, даже просто ткани, на прилавках не имелось.
Деревянное строение, толстые выбеленные балки, связки лука, чеснока, грибов и яблок служили своеобразным украшением. На окнах – короткие занавеси с уже знакомым орнаментом – да, здесь обережные вышивки в ходу были. Забыв о завтраке, я торопливо подошла к ближайшему окошку, присмотрелась – от сглаза, от безденежья, от лихих людей. И вот эта занавесь тоже была сделана мастерски, с соблюдением всех потоков вплетаемой энергии, и…
А потом мы свернули и вышли к лавочке, над которой висели несколько вытянутых расшитых полотенец, да вход занавесь, тоже обережной вышивкой украшенная, преграждала.
— Ну вот и место покупки твоей рубашки, — сообщил Риан то, что я и так уже отчетливо поняла.
— А занавесь другая мастерица вышивала, — прошептала я, разглядывая.
— Утром ее не было, — сообщил магистр.
Мы переглянулись.
— Входить безопасно? — едва слышно, спросил Риан.
Я, не отпуская его руки, подошла ближе, присмотрелась — что ж, рисунок был мне знаком. Он точь-в-точь повторял ту схему, что я впервые увидела у темных ведьм Василены Владимировны — оберег был древним, сработанным на совесть, и опасным для темных и нечисти.
В доме у волхоцицы-вышивальщицы.
…И не знаю почему, но я не выдержала и спросила:
– А у вас есть книга?
– Какая? – волхвица посмотрела на меня.
– Со схемами обережного плетения, – пользуясь тем, что магистр не вмешивается, пояснила я.
– Есть, – ответила женщина и вдруг улыбнулась.
Не минуло и десяти минут, как я сидела за столом с вожделенным талмудом в сером кожаном переплете, оплетенной берестой тетрадью и карандашом…
(Схемы плетения -- это напоминает схемы тамбурной вышивки)
Но также плетения напоминают про плетения и узлы в кельтском орнаменте.
И теперь магистр (жгучий брюнет с готической внешностью!) в белой рубахе, расшитой красной обережной вышивкой (ему тоже сделали подарок), я с тетрадью и карандашом и сама волхвица с платком, которым слезы вытирала, ехали к жрецам Яреня (официальной государственной религии в человеческом государстве), в их новый храм, который бородатые воздвигли вокруг сгоревшего святилища волхвиц Забытого Бога (как нашего языческого Перуна), чтобы спасти пропавших волхвиц...
В настоящее время вышивка не служит оберегом, только как традиционный декор.
Хотя всегда были и будут те, кто верит в мистическую силу вышивки-оберега.
Но иногда образцы старинной вышивки, особенно тамбурной, заставляют размышлять об их смысле.
Эта вышивка моей ученицы Ирины Зюзиной - совершенно особенная, знаковая. В такие мгновения чувствуешь близость невероятной сокровенной тайны... Образ скопирован с вятского полотенца конца 19-го века из Музея вышивки и вышит всего за один (!) вечер, а тем не менее в нём - взгляд в вечность, цитата из веков ушедших. Сколько сотен лет этому образу? Что кроется за ним? Пугающие очертания, они не вписываются в нашу картину мира, а ведь они - подлинно русские, подлинно славянские. ... Но всё ли можно передать словами? Всё ли можно объяснить словами и гипотезами? Глядя на этот образ - понимаешь, нет, далеко не всё. Когда видишь повтор такого образа на расстоянии вытянутой руки невольно содрогаешься, становится не по себе. В этом образе рождение неведомого начала из хаоса, в нём мистика, глядя на него словно расширяется сознание, пытаясь вобрать в себя совершенно другую эстетику и семантический пласт... В этом образе - сила и тайна, неведомая нам музыка смыслов, за ним стоит другое измерение, неведомое нам. Источник https://vk.ru/wall4410839_2551
Из статьи "Тайна старого узора.". Дурасов Геннадий Петрович. Автор из журнала "Юный художник", № 8, 1983 г., С. 24-27.
По старинному поверью узоры эти несли в себе силу добра и оберегали от всякого зла. Существовал даже особый обряд их «чтения». Но и в начале нашего века многое еще помнилось. Вот какой любопытный разговор, случившийся в то время, передал нам очевидец. Одна деревенская девушка готовила себе приданое, а мать внимательно следила за работой. Увидев, что в кайме полотенца юная ткачиха поставила два ряда треугольников вершина к вершине, она остановила ее:
— Нельзя так делать, дочка! Драконовы зубы у тебя получаются. Ты поставь узорки подошва к подошве — выйдут солнечные лучики. И будут светить они тебе, пока живо само полотенце.
Правда ведь, интересно? Словно не полотенце украшали, а волшебную сказку сказывали... Среди привычных мотивов народного ткачества особенно часто встречаются кресты и ромбы — бесконечные разновидности их обязательны для любого тканого орнамента. Что они могли означать?
Но теперь нет смысла найти смысла в орнаменте. Можно выяснить, что тот или этот узор означает, однако ...
Я уже писала в этой статье "Пытались составить список узоров с значениями, но в разных регионах России похожие узоры имели разное значение. Сколько раз спорили на рукодельных форумах об этом! Одно время некоторые пытались продавать тканые пояса и тесьмы с узором на здоровье, на богатство и счастье. Но другие уже считают, что на самом деле современные узоры и их значения "взяты с потолка и высосаны из пальца"."
А жаль, это было бы здорово -- вышивать определённые узоры на своей рубахе или родным, чтобы не болели или выздоровели. Но увы. Хотя говорят, что с любовью сшитая или связанная вещь может уберечь человека.
У разных народов тоже есть вышивка-оберег в их костюмах. Это уже другая и очень большая тема.