Одной из первых работ режиссёра Владимира Чеботарёва была экранизация романа Александра Беляева «Человек-амфибия» (1961), а одной из последний — военная драма «Батальоны просят огня» (1985). Чеботарёв пробовал себя в разных жанрах, но отдавал предпочтение историям с интригами и приключениями. И как раз таким был запланирован «Тревожный вылет» (1985), картина, рассказывающая о вертолётчиках, охраняющих советскую границу.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Сценарий Владимир Чеботарёв написал сам, в качестве соавтора пригласив сценариста Вячеслава Хотулёва. В основе сценария — повесть Евгения Воеводина «Крыши наших домов», выпущенная в 1979 году. Воеводин много писал на военно-патриотические темы, и пограничники часто становились героями его произведений. Рассказывая о будущем фильме, режиссёр говорил, что намеревается
сделать ленту «о боевых буднях пограничников в мирное время. <...> О том, как соотносятся человек и современная острота бытия».
В «Тревожном вылете» действительно показали и личные истории вертолётчиков, и их будничную службу.
В центре оказались два героя, члены одного вновь созданного экипажа.
Капитан Жильцов уже давно служит в части и зарекомендовал себя как уравновешенный ответственный командир, а вот новичок, старший лейтенант Кокорев, назначенный в экипаж Жильцова штурманом, — молодой, самоуверенный, склонный к бахвальству парень. Впрочем,
повод гордиться собой у него всё же есть: он награждён орденом за службу где-то ТАМ (где именно заслужил славу Кокорев, не уточняется,
но по многочисленным предположениям речь идёт об Афганистане).
Мужчина неоднократно подчёркивает, что ТАМ занимаются настоящим делом, воюют всерьёз, а здесь, на спокойной границе,— просто развлечение.
Старший лейтенант не упускает возможности подколоть командира, чем, конечно, регулярно его раздражает. К тому же тут завязывается ещё и интрига с личными отношениями: Кокорев и Жильцов борются за внимание одной женщины.
На роли антиподов Алексея Жильцов и Владимира Кокорева режиссёр пригласил любимцев аудитории Евгения Киндинова и Александра Галибина. На счету Евгения было уже три десятка фильмов, в него были влюблены миллионы зрительниц. Карьера Александра была несколько короче, однако и его вниманием не обделяли: после первой же большой роли актёр стал звездой (это был карманник Пашка-Америка в детективе «Трактир на Пятницкой» (1978).
За противостоянием персонажей в исполнении таких артистов интересно было следить вдвойне.
Вот вы бы кого выбрали, окажись на месте героини?
Собственно героиню, Люду Светличную, сыграла Ирина Дымченко, актриса Вахтанговского театра.
А ещё в «Тревожном вылете» можно увидеть настоящих мастеров кино: Веру Кузнецову, Владимира Самойлова, Владимира Гусева, Юрия Саранцева, Александра Белявского, которому досталась роль оборотня, радиста с нечистыми намерениями.
Большую часть фильма сняли в Прибалтике, в окрестностях эстонского города Раквере. Помогали делать ленту настоящие пограничники, военнослужащие Прибалтийского пограничного округа. Они консультировали съёмочную группу и дублировали актёров в время полётов. Кстати,
оператор Борис Брожовский все полёты и трюки снимал без всяких технических уловок, прямо в воздухе, поднимаясь с вертолётчиками, заслужив уважение военных.
«Тревожный вылет» действительно получился зрелищным и эффектным в части показа техники. Увы, драматургически он оставляет желать лучшего:
некоторые сюжетные линии скупы и даже непонятны, особенно история радиста Курилихина, того самого лицемера, сыгранного Александром Белявским, и его тёщи. Также неясно, откуда взялся перебежчик, которому Курилихин вручает семейные реликвии, и что с ним стало.
Да и вообще, пожалуй, авторам стоило сделать сценарий менее объёмным в смысле наличия персонажей, тогда он был бы более цельным, подробным и понятным. Тем не менее картина захватывает и смотрится легко и хочется узнать, как же завершится история со шпионским катером и с кем всё-таки останется героиня. И, безусловно, любуемся на молодых Евгения Киндинова и Александра Галибина в военной форме.
В «Тревожном вылете» герои говорят, что лишь в армии можно проявить себя. Вы с этим согласны? И ещё, объясните мне, пожалуйста, почему штурман вертолёта стреляет из автомата по шпионскому катеру? Это действительно возможно?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: