Об ордене иезуитов наверняка слышали все, ибо само слово «иезуит» уже несколько веков стало нарицательным. Ассоциации возникающие с ним неприятны, но неопределённы. Так что, их стоит расшифровать. Иезуитство бытовое распространено необычайно широко и подразумевает лишь обычную для людей способность находить моральное оправдание любым своим действиям. Иезуитство же настоящее – орденское – подразумевало всё то же, но с широким и изобретательным использованием цитат из Писания. А этому надо было долго учиться…
Преступление – не грех, если совершается «К вящей славе Господней». Последняя фраза являлась девизом ордена, имевшего очень сложную репутацию, ибо прославленному благодаря большому количеству учёных-иезуитов, исследованиям Азии и блестящим иезуитским колледжам.
...Основателем ордена стал баскский дворянин Игнасий де Лойола, проведший молодость в сражениях и духовном поиске, выучивший латынь (чтобы поступить в университет) только в 33 года, а затем ещё и вынужденный бежать из Испании, так как у местной инквизиции сложилось дурное мнение о направленности его духовных исканий. Образование Лойола завершил в Париже, став в это время лидером группы из семи студентов.
Получив же в 1536 году (в возрасте 45 лет) священный сан и начав служение в Риме, в 1540 году Лойла сумел получить аудиенцию у Папы и одобрение последнего на создание нового монашеского ордена. Основанного на принципах жесточайшей дисциплины, абсолютного авторитета лидера (как второго, или «чёрного» папы), неукоснительного следования членами иезуитской морали, и права последних, – если это требовалось для занятия более высокого социального положения, – вести светский образ жизни, скрывая принадлежность к ордену, к духовному сословию и даже к христианству.
Запреты и ограничения, обычные для монахов, большей частью на иезуитов не распространялись. Ответственность его члены несли только перед собственным руководством. Глава же ордена, отвечающий в свою очередь только перед Папой, избирался самим орденом, равно как орден сам занимался и комплектованием рядов... Целью иезуитов при этом объявлялась просветительская и миссионерская деятельность, – несение слова Божьего, в страны, где оно непопулярно… Со средствами цели вызывающим образом диссонировали.
Может показаться странным, что Рим на всё это согласился, – кстати позже дав иезуитам и ещё ряд ценнейших привилегий. Только они, например, могли становиться исповедниками королей… Но странным это, обычно, не считается. Наступали суровые времена Реформации, и Ватикан желал получить спецслужбу. Сочетание сакрализованной беспринципности, военной дисциплины и конспирации, подразумевало именно шпионаж, – подготовку агентов внедрения. Давая согласие на создание Общества Иисуса, Павел III, возможно, надеялся получить ещё и некий противовес могущественным доминиканцам – Святой Инквизиции. Отношения орденов друг к другу действительно было крайне враждебным.
...И это – тот самый, упомянутый в заглавии, миф об иезуитах. В Европе полыхнули религиозные войны, Реформация столкнулась с контрреформацией, но нет свидетельств тому, что иезуиты принимали во всём этом активное участие. Как минимум, в качестве секретных агентов. Собственно, они даже ни в чём таком не подозревались. Так, в Англии было сорвано несколько католических заговоров, – включая и знаменитый «Пороховой заговор», подаривший миру маску Гая Фокса. Но... иезуиты за этим не стояли. Они даже были против.
Ну и опять-таки, исторические события говорят сами за себя. Католики проигрывали войну.
Прославился же орден именно в рамках заявленных целей своей активности. В первую очередь деятельностью миссионерской и исследовательской. В XVI-XVIII веках иезуита можно было найти везде. Даже в составе китайского посольства, прибывающего ко двору русского царя… Будучи в значительной степени ещё одним мифом, иезуитское образование, хотя и не давало фантастических результатов, всегда считалось (и до сих пор считается) первоклассным. Первоклассным, но ничуть не лучшим, чем в прочих элитных учебных заведениях. Учёных-иезуитов, – весьма памятен, например, Петавиус, – было много, но даже в католических странах они составляли меньшинство, в которое подлинные титаны не входили.
С миссионерством, кстати, вышло также, как и с образованием. В Японии иезуитов перебили, в прочих же странах их миссионерская деятельность не имела видимых последствий. Провал.
Причём, провал глобальный. В конце 1773 году, – что само по себе случай небывалый, – орден был объявлен Папой Климентом XIV вне закона. В результате проведения силовых операций иезуитов в католических странах – зачистили. Последний генерал ордена через два года умер в папской тюрьме. Через год после Климента. Современники, – да и сам Климент, – считали, что это месть иезуитов.
...За что Рим так обошёлся с собственной спецслужбой? А это была не спецслужба, и не его. С какой бы стати, иезуитам служить Ватикану, если они совершенно от него не зависели, имея собственные источники доходов? Орден располагал собственностью – даже целой страной – Парагваем. Плюс колледжи. Платное образование – отличный бизнес, а потребность в интеллектуалах в Европе XVI-XVIII веков постоянно росла. Плюс, – баснословные сокровища таинственного Востока. Из миссий.
Плюс, орден, разумеется, собирал пожертвования. Судя по тому, что католические короли фактически поставили Риму ультиматум, требуя разрешить им с иезуитами расправиться, – обвинялись же последние в алчности, – пожертвования эти не были добровольными. Иезуитов также обвиняли в грубом, – не тайном, следовательно, – вмешательстве во внутренние дела государств. Орден действительно собирал информацию через внедрённых агентов, – и просто через исповедников. Но собирал в своих, причём, обычно, корыстных целях.
Главной же причиной ненависти католиков к иезуитам стало то, что как раз протестанты специальных претензий к ордену не имели. Иезуиты практически не работали на территории протестантских стран. Как минимум, не работали в дурном смысле. Что сильно смахивало на измену, – к вящей славе Господней.
Когда в католической Европе отгремело, – за пределами же оной, в Парагвае, иезуитов пришлось брать с пушками – общевойсковой операцией, – уцелевшие члены ордена нашли укрытие в Пруссии, Китае и Индии. Самым же удивительным аспектом истории ордена стало то, что в течении нескольких десятилетий штаб его находился в России.
У православных тоже не было претензий к ордену, шпионажем и провокациями никогда, – там, где сутана не гарантировала неприкосновенности, – не занимавшемся. Дураков-то в иезуиты действительно не брали.
В 1814 году орден был «прощён» Папой при условии отказа от иезуитской морали. К вящей славе Господней иезуиты от неё отказались.
Блог нуждается в поддержке. Кошелёк ЮMoney 4100 1168 3178 5907