Найти тему

На сломе эпох - 2. О переходе от советского прошлого к рыночной экономике. Фрагменты истории тех времен, наблюдаемые мной на флоте.

Начало – здесь.

Честно говоря, по моему мнению, моряки вообще-то не очень активно участвовали в принятии решений о будущем страны. Сказывалась специфика работы – удаленность от берегов этой страны. Хотя, наверное, и большинство населения, работающее на берегу, тоже активного участия в политической жизни не принимало. Абсолютное большинство только наблюдало за ходом событий, переживая, конечно, о будущем своих близких. И только небольшой процент самых активных, имеющих более конкретные планы на будущее, объединившихся в политические партии, а может, в скрытые от глаз общественности группировки, вплоть до криминальных, действовали активно, продвигая свои интересы.

Под разговоры о демократии, которой было якобы маловато в СССР, происходил переход общенародной собственности в руки отдельных личностей и кланов, которые сейчас занимают первые места в списке Форбс, а также тех «товарищей», которые скромно избегают известности и предпочитают не светить свои состояния, «заработанные честным путём». Насколько честным, большой вопрос. Даже если эти состояния получены «по закону», стоит подумать, а откуда взялись такие законы, позволившие ограбить страну и сказочно обогатить горстку «самых умных и достойных». Не буду снова приводить рекламный плакат «Ведь вы этого достойны», не упоминающий за какие такие заслуги «достойны».

В общем, мы находились в рейсе, выполняя свои служебные обязанности и отдыхая по мере возможностей в нерабочее время. Возвращаюсь к тому рейсу в 1991 году. Поискал по закуткам и нашел старое видео с моей первой камеры, купленной на том судне. Иллюстрации с этой кассеты, прошу не взыскать строго за качество.

Сели на судно мы в Красном море. Приняли судно от филиппинцев. Первый удар – не работал кондиционер. Изматывающая жара в течение нескольких суток, башка ничего не соображает, вместо мозгов – разжиженная субстанция. Счастливые механики отдыхали на рабочем месте – в ЦПУ кондиционер работал, хотя тоже оставлял желать лучшего.

застал механиков и "мотылей" за распитием чая в цпу. видео автора.
застал механиков и "мотылей" за распитием чая в цпу. видео автора.

Помимо грузовых операций, экипаж принимал участие в ремонтно-профилактических работах, а также покраске судна.

боцман обивает ржавчину на главной палубе пневмоинструментом - "шарошками" видео автора
боцман обивает ржавчину на главной палубе пневмоинструментом - "шарошками" видео автора

Обитая ржавчина удаляется с палубы: сметается, потом сдувается, иногда и смывается. Потом наносится грунтовка. Обычно другого цвета, чем палубное покрытие, чтобы было хорошо видно прокрашенные участки.

капитан принимает участие в покраске. в те времена не было столько отчетности, поэтому можно было и немного размяться на палубе. видео автора
капитан принимает участие в покраске. в те времена не было столько отчетности, поэтому можно было и немного размяться на палубе. видео автора

Я тоже участвовал в покраске палубы, как и большинство членов экипажа, свободных от несения вахты.

как видите, мне доверено нанести финишный слой. горжусь. видео автора
как видите, мне доверено нанести финишный слой. горжусь. видео автора

Как легко можно заметить, мы не слишком обременяли себя экипировкой, то есть защитной одеждой и обувью. В тропиках в них было бы жарковато. Каски? А зачем они? Хорошее было время, пока нас не прижали МКУБом.

Ну а после работы можно и отдохнуть.

в каюте в свободное от работы время. кондиционер уже работал. видео автора.
в каюте в свободное от работы время. кондиционер уже работал. видео автора.

Кстати, для самых наблюдательных, сообщаю марку пива, поскольку качество снимков оставляет желать лучшего.

А вот, нашел банку крупным планом.

без комментариев. видео автора
без комментариев. видео автора

Чтобы эта фотография не служила рекламой, сообщаю, что выбор был ограничен. Но в тропиках после жары на палубе, сойдёт и такое.

А это виды самого парохода, тоже взятые с видео, поэтому приведены кусками – бак и корма. Середина опущена, вместе с двумя палубными кранами. Всего их было 4.

нос судна
нос судна
кормовая часть судна.
кормовая часть судна.

А вот кадр погрузки зерна ночью с элеватора.

палуба неплохо освещена, чтобы грузчикам было видно куда сыпать зерно.
палуба неплохо освещена, чтобы грузчикам было видно куда сыпать зерно.

Ну и кусочек пейзажа живописной речки, на которой расположен порт погрузки.

забрались довольно далеко от моря в глубь южной америки. река парана.
забрались довольно далеко от моря в глубь южной америки. река парана.

Тогда нам еще и удавалось выйти в город.

(Не было и в помине ещё ни МКУБа, ни ОСПС. И помполитов уже не было - золотое время.)

Ну как город? Городишко Сан-Лоренцо. Снимал видео, но сохранилось только плохого качества. Есть желающие посмотреть? Выберу кусочки в следующий раз.

Еще раз извините за качество съемки.

Спасибо за прочтение и комментарии.

Продолжение следует.