Правильнее было бы сказать, что Север закалил не сердца, а... желудки. Кухня коренных жителей Севера весьма своеобразна и до недавнего времени сильно отличалась от привычной нам русской и европейской.
Сама природа снабдила человека таким составом пищи, чтобы он мог выжить в суровых, северных широтах. Местные виды растений и животных содержат все необходимые микроэлементы для человеческого организма, чтобы он мог жить в этих местах.
Например, концентрация витаминов в северных ягодах увеличивается пропорционально расстоянию от экватора: чем ближе к краю Северного Ледовитого океана, чем скуднее и меньше растительность - тем больше витаминов в этой пище.
Поэтому можно сказать, что питание народов Севера было рациональным и достаточно сбалансированным, а традиции питания до сих пор устойчивы. Главное, что все блюда северной кухни очень сытные и питательные, чтобы поддерживать энергию в человеке в суровых климатических условиях.
Для северных народов, живущих в небольших поселениях и ведущих традиционный образ жизни, ритуалы, связанные с их повседневной работой, рыбалкой, "съедобными" темами, на протяжении многих веков остаются важной частью их быта и духовной жизни.
По верованиям коренных народов Севера, все, что окружает человека в доме или добыто им в промысле, дано высшими силами, а потому нужно с благодарностью принимать их дары и стараться не обидеть духа-покровителя своими поступками.
Запреты и приметы в семьях ханты, манси, ненцев, эвенков и всех остальных закрепляются в сознании ребенка с младенчества. Конечно, отцы и матери не учат подрастающее поколение соблюдать все эти негласные правила, но, наблюдая за поведением своих родителей и других родственников, ребенок может сделать определенные выводы и научиться уважать окружающую его пищу и предметы быта.
Старшие члены семьи также стараются показать своим детям, как правильно совершать те или иные действия, чтобы не обидеть духов неуважительным отношением, привить им желание хранить традиции и обычаи своих предков. У каждого северного народа, будь то ханты, манси, ненцы или селькупы, есть свои уникальные "неписаные законы".
Большой интерес представляют приметы, связанные с вопросами приема пищи. Недаром говорят: "Ты есть то, что ты ешь". Часто, совершая небольшие путешествия на снегоходах по Северному Уралу и посещая гостеприимных манси, замечаешь их трепетное отношение к еде и всему, что с ней связано.
Ежедневный мансийский ритуал приготовления, приема пищи, и встречи гостей отражает их менталитет и взгляд на окружающий мир. Во время ужина манси очень бережно относятся к еде. Если вдруг кусок еды выскользнет из рук и упадет на пол, его нужно поднять со словами:
"Я не дам тебе кусок еды, сам не пойду и родственникам не дам".
Считается, что таким образом кто-то из умерших из потустороннего мира пытается забрать душу получателя пищи, которую символизирует упавший кусок. Произнося эти важные слова, человек тем самым закрывает "канал", образовавшийся между миром живых и миром мертвых.
Нехорошо, когда нож на столе направлен прямо на человека. То же самое относится и к носику чайника. Северные народы считают, что тот, кто намеренно направляет нож острием (или ставит чайник носиком) в чью-то сторону, злится на этого человека и таким образом выражает желание как-то навредить ему.
У мужчин манси не принято садиться за стол в головном уборе. Иначе вся сила, которую мужчина может получить от еды, будет "съедена" головным убором, что лишит его собственной жизненной энергии и никак не позволит ему насытиться.
Если во время еды присутствует младенец, его губы следует намазать жирной пищей или попробовать другую еду. Родители, не сделавшие этого, рискуют потерять ребенка навсегда. Согласно легендам, невидимый женский дух, Пупа Ангки, находится рядом с ребенком со дня его рождения. После того как ребенок поест вместе с другими за общим столом, Пупа Ангки спрашивает его, какую еду ему дали, угощали ли его.
- Услышав, что ребенок ничего не получил из еды, дух сердится и грозится наказать нерадивых родителей, говоря при этом:
"Если тебя не будут кормить, если ты будешь никому не нужен, я заберу тебя обратно".
Манси, как и любой северный народ, очень гостеприимные хозяева. Гостю, даже неожиданному, всегда рады и относятся к нему с уважением.
Для манси неприемлемо, чтобы гость зашел в дом, не напоив его чаем. Как только гость переступает порог дома, чайник ставят на огонь. Считается неприличным спрашивать гостя, не хочет ли он ароматизированного напитка. Конечно, чай - это не предел. Гостеприимные манси всегда готовы угостить любого, кто придет к ним в дом, всем, что у них есть в запасе.
Во время трапезы хозяева обязательно развлекут гостя интересной беседой, узнают новости о его родственниках и друзьях. Во время трапезы не принято говорить о чем-то плохом, обсуждать, а тем более осуждать людей, которых нет за столом, упоминать о своих болезнях.
Манси верят, что еда "слышит" разговоры людей, впитывает их и может обидеться на того, кто произнес неподобающие слова. Последствием этого может быть плохое самочувствие, и даже болезнь говорящего.
Если гостю нужно уйти до того, как хозяин встанет из-за стола, или посуда не убрана, он должен напомнить тем, кто его принимал, чтобы они "держали свой стол". Хозяин должен положить руку на стол, как бы не давая ему "уйти" вместе с гостем. В противном случае, если этот ритуал не будет соблюден, благополучие может покинуть семью.
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилась статья поделитесь заметкой с друзьями в социальные сети, Одноклассники, WhatsApp, Telegram или другие мессенджеры.
Подписывайтесь на мой канал и узнаете первыми, о свежих новостях. Буду рад вашему лайку, ведь ваша активность помогает продвижению публикаций.
У вас есть, чем поделиться, пишите в комментариях. (Продолжение следует)...