Травматический опыт подобен ядерному заряду. Он очень опасен сам по себе, но также он отнимает энергию у других важных психических процессов. Словно пуля, застрявшая в теле, он представляет опасность даже при неосторожном "прикасании" - напоминании. Поэтому психика очень глубоко и тщательно прячет травму. При этом опасность остается, непредсказуемая и страшная, потому что пуля травматического опыта заряжена высокообогащенной болью, она контролирует и запускает аутоимунные и другие психосоматические процессы, оказывает разрушающее действие на отношения человека с собой и окружающими...
Психика прячет травматический опыт под слоями проекций. Она создает своеобразную матрешку из проективных образов других людей, которые так или иначе связаны с травмой (это могут быть как образы-"защитники", так и образы-"изгнанники"). Эти проекции "надеваются" психикой одна на другую, прячут и искажают изначальный травматический опыт, чтобы обезвредить его. Только добравшись до самой "пули" опыта возможно извлечь ее и исцелить травму. Но для этого нужно обнаружить, рассмотреть, опознать и осознать весь проективный "саркофаг", который ее скрывает.
Образы-"защитники" - это части проективной матрешки с наибольшей властью и активностью. Это образы "старших", "сильных" и подчас агрессивных людей. Родители, преподаватели, - все, кто мог критиковать и направлять человека помимо его воли в детстве. "Защитники" могут быть карающими (их образы приходят на ум, когда человек чувствует вину, стыд и т.д.), а могут быть "поддерживающими" (их образы как бы хвалят, гордятся в момент, когда человек чем-то доволен).
В матрешке, которая прячет травматический опыт в глубинах психики, эти фигуры выполняют функцию стражей - они не пускают сознание самого клиента к травме. Они же мешают в терапевтической работе с психологом прикоснуться к болезненным переживаниям.
Проявляются эти "защитники" чувствами "социального" слоя - стыдом, виной, гордостью, обесцениванием, разражением, недоверием, и т д. Клиент на сеансах как будто слышит голоса, запрещающие что-то делать, чувствовать, быть счастливым - и, как правило, это узнаваемые голоса значимых взрослых.
На сеансе
Терапевт: Что ты сейчас делаешь?
Клиент: Ругаю себя, стыжу.
Терапевт: А прислушайся, пожалуйста, чьим голосом ты себя стыдишь?
Клиент: Кажется, это мамин голос...
Нужно помнить, что практически все сопротивления в психотерапевтической работе - это функция "защитников", их проявленная власть. Особенно "защитники" активны при обсуждении травматических переживаний на сессии с психологом: травма как бы посылает их образы, слова, наставления клиенту в сознание из глубин памяти. Звучат эти послания как приказы и осуждения: "это все зря", "это тебе не поможет", "ты не справишься", "не доверяй никому", "будет только хуже". Более того, один из этих проективных образов "взрослого защитника из прошлого" находится в сердце травмы - ведь он ее когда-то нанес ("как ты можешь вспоминать про родителей плохое, не смей ругать их, это грех").
Образы-"изгнанники" - это части проективной матрешки с наименьшей властью и хронически страдающие. Они представляют собой само травматическое переживание в разных образах. Доступ к "изгнанникам" психикой ограничен потому, что даже воспоминание о страдании может причинить сильную "затопляющую", "разламывающую" сознание боль. Поэтому психика считает "изгнанников" опасными и всячески глушит и блокирует их проявления - грусть, тоску, слезы, отчаянье, беспомощность.
"Изгнанники", если их визуализировать на сеансе, выглядят как страдющие, умирающие люди или персонажи, эмоционально близкие человеку. Часто это сам человек в детстве - плачущий, страдающий, изгнанный, пристыженный, покалеченный другими. Но именно эти проективные образы ведут к очищению от травмы. Своей болью они прокладывают дорогу к исцелению. Правда взаимодействовать с ними возможно только "разоружив" образы защитников.
Разоружение "защитников" происходит на психотерапевтических сеансах через принятие и присвоение клиентом опыта и ответственности за жизнь и за все решения, которые он как взрослый принимал и принимает. Как только опыт и ответственность присваивается, "защитники" истощаются, теряют контроль и их "голоса" перестают быть решающими и значимыми. Контроль и власть в отношениях с собой и другими клиент присваивает себе. Послание "защитника" в начале терапии звучит как "Не трожь меня!", а в завершающих сессиях клиент рассуждает, говорит без подсказки "защитника" - "Я есть, я имею право, я справлюсь!"
В жизни клиента это проявляется как принятие серьезных решений по поводу отношений и изменений в семье, на работе, в бизнесе, в ситуациях, связанных со здоровьем (клиент решается на операцию, которой боялся, и так далее).
И как только клиент присваивает себе свои сильные стороны, свою решительность, агрессивность, ассертивность, тогда становятся видны "изгнанники".
В проекционной матрешке "изгнанники" находятся в самой глубине, в образной модели они - "маленькие", жалкие, увечные, "плохо прорисованные", прямо как в настоящей матрешке. Задача работы с ними - обнаружение и присвоение клиентом своей уязвимости, чувствительности, витальности, и - своей неотъемлемой и неоспоримой человеческой ценности.
Послание "изгнанника" в начале терапии звучит как "Спаси меня!", а в завершающих сессиях клиент говорит тем, кто его обижает - "Со мной так нельзя!"
И это слова человека, практически исцеленного от травматического опыта: в ходе терапии изгнанник постепенно становится выразителем и защитником интересов клиента, а после терапии происходит интеграция двух психических энергий, ранее бывших "защитником" и "изгнанником" в устойчивый жизненный опыт, на который клиент опирается в дальнейшей жизни.
Осовобождение клиента в работе с травмой похоже на вызволение его живой души из умертвляющей тюрьмы тяжелых переживаний. И когда это происходит, на свободу выходят его природная сила, уверенность, смелость, живое и богатое целостное восприятие жизни, которые ранее были в плену у травмы.
Работа с травмой и ПТСР в гештальт-подходе. Очно в Краснодаре и онлайн, контакт для предварительной записи +7(988)240-87-57 (вацап, телеграм)
Автор: Екатерина Тушкова
Специалист (психолог), Гештальт подход
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru