Княжна Евпраксия Всеволодовна-самая трагическая женская фигура Древней Руси. Её судьба вызвала много шума в 11 веке. Казалось, что жизнь ведет ее к сияющим вершинам. Но Гордость княжны Евпраксии многократно втоптали в грязь.
Родилась Евпраксия в 1071 от второго брака великого князя киевского Всеволода Ярославича с половецкой княжной Анны. Еще Она была внучкой Ярослава Мудрого, который породнился с половиной Европы, устроив династические браки своим сыновьям и дочерям. Такая же участь ждала и Евпраксию. Еще в детстве было видно, что она станет несравненной красавицей. Только одни ее большие серые глаза в пушистых ресницах могли свести человека с ума. Но княжеские дочери свою судьбу сами не решали. Когда девочке было 12 лет, её просватали за шестнадцатилетнего саксонского маркграфа Генриха I фон Штаде по прозвищу «Длинный». Род графов Штаденских был знаменит многими подвигами. Они владели огромными землями, многими замками. Их могущество уступало только императорскому. Генриха привлекало богатое приданое невесты, а вот отца Евпраксии – возможность укрепить свои позиции в иноземных краях. Хотя жених ей понравился, перед отъездом девочка умоляла: «Родимые, не отдавайте меня в чужую землю. Я там сгину, как в неволе». Князь Всеволод уговаривал дочь: «Уже возвратного пути нет». И вот юная княжна отправилась в Германию с целым караваном приданого, где были иконы и церковная утварь, золотые украшения и меха. В «Хронике Розенфельдского монастыря» сохранилось описание пышного въезда княжны:"... дочь русского царя пришла в страну с верблюдами, нагруженными роскошными одеждами, драгоценными камнями и несметными богатствами»
Такому приданому могла позавидовать каждая европейская королева. В новой стране Евпраксию определили на воспитание в Кведлинбургский монастырь, тем оказывалась ей большая честь. В Кведлинбурге аббатисами всегда были только принцессы королевской крови. И в это время аббатисой там состояла сестра императора священной римской империи Генриха Четвертого- Адельгейда. Аббатисе понравилась эта юная княжна своей непосредственностью и жизнелюбием. Аббатиса Адельгейда была ей как мать, многому её научила. Почти 3 года провела Евпраксия в монастыре, обучаясь латыни, немецкому языку, этикету и прочим необходимым для жизни в чужой стране предметам. В 15 лет она приняла католичество, получила имя «Адельгейда" и сочеталась с Генрихом I узами брака. Но долго эта история не продлилась: всего через год граф скончался. Существуют подозрения, что в скоропостижной смерти супруга нашей Адельгейды был виноват император Генрих четвертый, который отравил маркграфа с помощью чаши с вином. После смерти мужа она решила: «Я через неделю уеду домой. Всё здесь мне чужое». Но если она вернётся домой, то ей одна дорога в монастырь. Старшую сестру уже постригли в монахини, такая же участь была уготована и младшей её сестре. Император священной римской империи Генрих четвертый, которого прозвали «рыжебородый Сатир», давно обратил внимание на русскую красавицу. После того как император заинтересовался Адельгейдой, его жена Берта слишком быстро умерла. Вдовец сделал предложение девушке выйти за него замуж. Этот брак должен был укрепить связи императора с богатой и могущественной саксонской династией Штаденов, а также получить поддержку киевского князя. Адельгейда выставила условие- вернуться к этому предложению через год. Почти год прожила красавица в Кведлинбургском аббатстве, перед тем как пойти под венец во второй раз. Сначала её короновали , а через год повенчали. Генриху было 40, она была моложе на 20 лет.
Ни одна русская княжна еще не становилась императрицей Священной Римской империи! Великий князь Всеволод одобрил супружество любимой дочери. По этому поводу в Киеве прошло вече, где Всеволод донёс до горожан эту весть. Горожане одобрили этот брачный союз. За это Всеволод отблагодарил их многими бочками медовухи и браги. Но православная церковь не одобрила этот брак из-за бесконечной борьбы Генриха с папами римскими. У императора Генриха IV были дети от первого брака. Старший сын Конрад всегда казался ему слабым духом, чтобы наследовать империю. А младший сын- Генрих был слаб здоровьем. Император рассчитывал, что молодая жена подарит ему достойных наследников. Но вышло иначе. Единственный ребёнок этой пары умер во младенчестве. Время шло. Евпраксия- Адельгейда еще больше похорошела и стала немыслимой красавицей, вызывая восторженные взгляды мужчин. Генрих стал ревновать и подозревать жену в неверности. Сомнения раздирали его душу так, что однажды он решился на «проверку». В древней Лейбницкой хронике за 1090 год по этому поводу было записано так: «В лето 1089 года император женился на дочери короля Российского. Желая испытать целомудрие Адельгейды, она же Агнеса, Генрих велел одному барону искать её любви. Она не хотела слушать прелестника, наконец, докуками его выведенная из терпения, назначила ему место и время для тайного свидания. Вместо барона явился сам император, ночью, в потёмках, и вместо любовницы встретил дюжих слуг, переодетых в женское платье, которые, исполняя приказ императрицы, высекли его без милосердия, как оскорбителя её чести. В мнимом бароне, узнав своего мужа, Агнеса сказала: и для чего ты шёл к законной супруге в виде прелюбодея? Раздражённый Генрих, считая себя обманутым, казнил барона, а целомудренную Агнесу обругал с гнусной жестокостью, нагую показал молодым людям, велев им тоже раздеться». Дальше в их семейной жизни наступил полный разлад. За императорскую корону ей пришлось платить горькими слезами. В причине этого историки расходятся во мнении: одни связывали возникшую неприязнь Генриха IV к жене с ее «недостаточно целомудренным поведением», другие- считали причиной «внутреннюю свободу и непосредственность» Евпраксии-Адельгейды, а третьи- принадлежность Генриха IV к секте николаитов с их тайными оргиями, участвовать в которых император принуждал свою русскую жену. Николаиты возникли на греческой почве. Философы тогда размышляли, что тело — темница души, и она не освободится от тела, пока все не испробует. Они считали, что тело необходимо унижать грехом, чтобы освободилась душа , поэтому все страсти, даже самые низменные, являются естественными, блуд есть служба богу, а еще практиковали общность жён. Вот и Генрих заставил свою молодую жену участвовать в черных мессах. На ее теле сектанты совершали сатанинские обряды, которые включали в себя и насилие. Саксонские хронисты сообщали, что не могут даже описать все издевательства Генриха над Евпраксией-Адельгейдой, «чтобы не слишком развратиться». Позже Евпраксия будет давать подробные разъяснения: муж не только унизил её словесно, но и заставил «возлечь с его приближёнными». Молодая женщина оказалась в самом жутком положении: одна на чужбине, ждать защиты неоткуда. Евпраксия пыталась бежать, но была поймана людьми Генриха. После побега императрицу заточили в Веронском замке, где она провела три года. Окружающей местности из окон замка не было видно. И Евпраксия не представляла, где её заточили. А вся прислуга, исполняя волю императора, очень мало разговаривали с узницей и на её вопросы о том, где она находится, не отвечала. Жизнь императрицы протекала однообразно и тягостно. По утрам её одевали, выводили на прогулку. В пределах замка она могла ходить, где пожелает, лишь ворота крепости никогда не распахивались перед нею. Говорили, что Генрих требовал от своего старшего сына Конрада, чтобы тот оскорбил мачеху. Однако принц не согласился, сбежал и примкнул к стану врагов отца. «Король Генрих обезумел, - записано в «Штаденских анналах», - он подверг жену заключению, и даже сына убеждал войти к ней». Сын императора Конрад неожиданно предал отца и перешел на сторону его противников. Сбежавший Конрад рассказал обо всём в Риме. Тогда правительница Тосканы - главный враг Генриха четвертого - Матильда, выразила желание немедленно оказать поддержку Евпраксии-Адельгейде, и сама выехала в Верону. Ей удалось послать весточку пленённой императрице, а заодно и золото. Это позволило Евпраксии подкупить слуг и незаметно покинуть Веронский замок. Матильда встретила Евпраксию с честью, как и подобает принимать государей. Марк-графиня Тосканская Матильда поняла , что наконец пришло время одержать победу над заклятым врагом Генрихом четвертым и сделала германскую императрицу Адельгейду своим главным орудием в борьбе против Генриха IV. А сама Адельгейда обрадовалась, что издевательства и унижения над нею остались в прошлом. Вот так о судьбе Евпраксии Всеволодовны в Италии писал в современной «Хронике» монах Бернольд, умерший в 1100 году: «Супруга императора, уже в течение долгого времени жертва множества беззаконий, много лет содержавшаяся под стражей, дабы не скрылась, в конце концов бежала к итальянскому герцогу Вельфу (мужу Матильды Тосканской). Она поведала, что претерпела от своих столь великие и столь неслыханные злодейства, что не сомневалась – даже у недругов она найдет сострадание. Хоть эта надежда ее не обманула, ибо герцог и его супруга Матильда приняли ее милостиво и относились к ней с почтением». Император Генрих 4 спал и видел, как бы посадить на место папы своего ставленника, для чего плел интриги против законных пап. Но и папы не остались в долгу. Папа Урбан II решил использовать императрицу Адельгейду в своих целях и обратился к ней через своего посланника : «ваше величество, я призываю вас к чистосердечному излиянию той боли, какую вы несёте в груди своей. Сочтите нас своими духовниками и скажите всё, что высветит неблагочестивого Генриха». Адельгейда- Евпраксия приняла эту просьбу как нечто неизбежное. В Германии многие боготворили и чтили её супруга, так как совсем не знали своего кумира так, как знала его она. И только её самоотречение, её принародное покаяние дадут судьям право подвергнуть императора суровому осуждению, призвать на его голову кару Божью. Но ей было невыносимо трудно собраться с духом, пройти через муки покаяния и стыда, даже тогда, когда нет в том твоей вины. Евпраксия поняла, что вступает на путь борьбы не только за удовлетворение личного оскорбления, но и на путь политической борьбы. Вспомнила о Великой княгине Ольге, поднявшейся на крепостную стену, чтобы принять на себя вражеские стрелы. Как много она отдала бы за то, чтобы побывать в Киеве, прижаться к груди матери, склонить голову перед батюшкой, повиниться ему в прегрешениях. Увы, она могла только мечтать о Киеве и батюшку ей уже не доведётся застать в живых. Евпраксию со свитой привезли в Рим к папе Урбану Второму, которому она смело заявила: «Я иду на суд Божий». Этот её поступок неминуемо бы отразился и на самой императрице. В Риме от Евпраксии потребовали ничего не скрывать. И она, превозмогая стыд, рассказала обо всём: как император обращался лично с ней, как называл своего родного сына бастардом, поведала и о том, что Генрих IV увлекся еретическими учениями… Понтифик удовлетворенно кивнул. Потом она подала на церковный собор в Пьяченце буллу с жалобой на мужа, где предала огласке подробности своей злосчастной семейной жизни. По нормам средневековой морали, поступок Евпраксии был равносилен гражданскому самоубийству и требовал немалого мужества. На вселенском суде над императором перед четырьмя тысячами церковников и тридцатью тысячами католиков из многих городов Германии и Италии, женщина подробно поведала обо всех деяниях своего мужа.
Хронисты тех времён отметят, что подобного дьявольского преступления человечество не знало. И добавят: «Не дай бог, чтобы случилось подобное впредь». Ужас услышавших её обвинения был так велик, что единогласное решение об отлучении Генриха IV от церкви было принято незамедлительно. К тому же он был отрешен от престола и умер в забвении. Все присутствующие сочли поведение императрицы оправданным и признали ее брак с Генрихом недействительным, причем собор освободил её от епитимьи, налагаемой за блудодеяния, поскольку было признано, что «эти блудодеяния она не столько совершила, сколько претерпела поневоле». По окончании процесса Евпраксия покинула Германию. Вначале она перешла под покровительство своей тетки — венгерской королевы Анастасии Ярославны, но из-за преследований со стороны подданных Генриха IV вскоре уехала в Киев, где после смерти мужа постриглась в монахини в монастыре своей старшей сестры Анны-Янки. Прожила она в монастыре совсем недолго. В 38 лет Евпраксия скончалась. Но и здесь ей не повезло. Вскоре в Киеве поползли слухи о выступлении Евпраксии-Адельгейды против мужа на церковном соборе, что вызвало резкое осуждение духовенства. В русских былинах появился женский образ Апраксы -королевишны, чужестранки, которая полностью пренебрегает мнением окружающих и ведёт себя самым неподобающим образом . Сейчас Историки гадают: а было ли это всё на самом деле? Генрих на протяжении многих лет считался очень неугодным папскому трону. Его обширные земли мечтал прибрать к рукам супруг Матильды Тосканской. А его сын Конрад был не прочь именоваться королём, не дожидаясь смерти отца… Не сохранилось рассказа самой Евпраксии, как нет и данных о том, был ли император, действительно, заражён ересью. Возможно, истина где-то посередине?