Когда специалисты помогающих профессий, такие как психотерапевты и психологи начинают проявлять сочувствие и сострадание к своим клиентам (пациентам), они выгорают.
Специалист выгорает, если начинает вовлекаться в клиента, потому что использует человеческие эмоции вместо профессиональных инструментов.
Основные причины выгорания, которые могут возникнуть, если специалист хочет помочь:
- Нарушение условий встреч. Все работают по-разному, но если специалист не придерживается своих же собственных правил и договоренностей с клиентом, то такая непосредственность вызывает смятение в психике клиента, да и сам специалист может запутаться.
- Вовлечение в клиента. Из благих побуждений специалист может выйти за рамки профессиональной роли, начать дружить с клиентом или относиться к нему, как к члену семьи. Такое отношение быстро истощает и выматывает специалиста.
- Грандиозность и нарушенный самоконтроль. Если специалист уверен в своих силах, то он может пытаться контролировать поведение клиента или может начать его «спасать». Это привет к нарушению границ клиента, а у специалиста будет страдать самоконтроль.
- Контрперенос. Специалист может перенести свой предыдущий эмоциональный опыт на клиента, если будет проявлять к нему человеческое (бытовое) участие. Это приведет к снижению объективности и увеличит возможность ошибки.
Чтобы сохранять себя в рамках профессиональной роли, и при этом оставаться принимающим, заботливым и участливым, специалист может использовать следующие инструменты:
- Ненасильственное общение — навык взаимодействия и разговора, он основан на взаимном уважении, честном и корректном выражении чувств, безоценочном восприятии клиента, и позволяет быть этичным по отношению к клиенту.
- Эмпатия — учитывание позиции клиента, его потребностей и ценностей. Это дает чувство безопасности клиенту.
- Активное слушание — техника, при которой с помощью жестов, мимики и слов можно показать клиенту, что специалист заинтересован в его состоянии и слышит его.
- Прояснение — навык, с помощью которого специалист показывает клиенту, что пытается понять, о чем тот говорит.
- Валидация — техника принятия признания поступков, мыслей и чувств, которая позволяет снизить чувство стыда и дискомфорта у клиента.
- Психообразование — информирование клиента о его состоянии, о разных аспектах жизни, о психотерапевтических методах и техниках и т. д. Это позволяет клиенту ощущать предсказуемость и безопасность.
- Формулирование гипотез — навык создания предположений о том, что происходит с клиентом и вокруг него. Показывает заинтересованность специалиста в происходящем.
Лайфхак! Если вы специалист и понимаете, что начали вовлекаться в клиента, подумайте насколько близко вы его принимаете к сердцу, в какой круг общения вы его поместили, ближний или дистантный? Еще можно сходить на супервизию, я всегда так делаю, если возникают профессиональные трудности.
А что используете вы, чтобы проявить к клиенту участие и при этом уберечь себя от выгорания?
Автор: Суслопарова Дарья Алексеевна
Врач-психотерапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru