Недавно слушала занимательное видео про классическую музыку, в частности про Бетховена и узнала, что привычное название "Лунная соната" появилось уже после смерти композитора.
Первую часть сонаты через 5 лет после смерти автора в 1832 году назвал «Лунной» (Adagio sostenuto) музыкальный критик Людвиг Рельштаб, — сравнивая произведение с «лунным светом над Фирвальдштетским озером».
Вот ссылка, если кому-то хочется послушать эту чудесную музыку ещё раз https://youtu.be/ILxYETFgdvU Лунная соната
Также удивительно, что это лирическое и тонкое произведение назвали похоронным маршем чувств.
В силу природной любознательности я решила ещё немного почитать о Бетховене и его творчестве, чтобы лучше понять о прощании с какими чувствами идет речь в видео.
И оказалось, что тот период был весьма непрост для композитора. Да, он был известен и успешен, как композитор, но его жизнь, как человека, омрачалась - он уже начал терять слух, что было для него очень болезненно, ведь у него был очень хороший музыкальный слух. Вдобавок и днем и ночью в ушах стоял невыносимый шум, вызывающий страдание Бетховена.
Ухудшение происходило медленно, слух неотвратимо снижался, врачи того времени не могли ему помочь, соответственно, он понимал, что рано или поздно оглохнет совсем.
В тоже время, знатоки музыки, такие как Михаи́л Семёнович Кази́ник, считают,
чем больше композитор терял слух человеческий, тем больше, приобретал слух божественный, космический,
а его произведения становятся более глубокими и многогранными. А пока, Бетховен в отчаянии, по мнению М.С. Казиник, переживая огромную личную трагедию, он создавал эту сонату.
Однако, не только со слухом, как чувством, прощался Бетховен. В период написания сонаты композитор был, ко всему прочему, влюблен в свою ученицу Джульетту Гвиччарди.
Девушке было шестнадцать, она прекрасно играла на рояле и обожала музыку. Когда Джульетта стала ученицей великого композитора, тот влюбился, сразу и безвозвратно. Он начал больше появляться в свете, радоваться солнцу и жизни как таковой.
Есть мнение, почерпнутое мною из статьи на Пикабу, что именно тогда композитор начал писать эту сонату - в честь своих чувств к юной дышащей жизнью прелестнице и даже хотел дать ей свою фамилию. Именно к этим радостным чувствам относят первую часть сонаты, когда будущее перестает страшить одиночеством и есть любовь, надежда на взаимность.
Однако, его мечтаниям назвать любимую женой, не суждено было сбыться. Джульетта предпочла связать свою жизнь с аристократичным графом Робертом Галленбергом. И тогда появляется вторая часть, где по мнению сонаты более тяжелая и напряженная, подобно сильному ветру, разрушающему всё на своём пути.
М. С. Казиник в своем сюжете как мне услышалось, держит акцент вокруг горевания о потере возможности слышать и даже говорит об эффекте Бетховена. Для Михаила Семёновича же эта линия виделась более значимой в создании сонаты. Вот его небольшая цитата
"Получается, что гению с его энергетикой нужно дать из чего выбираться. Бетховен глохнет, и чем хуже он слышал, тем лучше писал. Свою гениальную музыку он написал, будучи абсолютно глухим. Как хорошо определил Пушкин: «И внял я неба содроганье и горний ангелов полёт». Бетховен услышал зримые образы звука, и это стало величайшим открытием Бога и самого композитора. Поэтому гению всегда нужны две вещи: талант, гениальность и удар для мобилизации всех сил."
Эти мысли меня заинтересовали, я задумалась о неотвратимости и ценности ударов судьбы в развитии человека, не только гения. Зачастую через очень сильную боль и страдание он может открыть в себе что-то очень ценное и важное, открыть своё сердце милосердию или понять свою силу.
И в тоже время, как гуманиста, меня взволновал вопрос, а можно ли пройти этот этап без боли или уменьшить её.
Мог ли Бетховен сочинять свою гениальную музыку, сохранив слух?
Как вы думаете?
Было ли в вашем опыте подобное, когда вы открыли в себе или прикоснулись к чему-то ценному пройдя "сквозь тернии к звездам" или не так далеко...
С уважением к вашей боли, Шахова Елена.