Найти тему

Кто защищает овечек или Добрый Пастырь

Напомним, что во Входной зоне Музея истории религии работает выставка "Агнец Божий", посвященную образу жертвенного Агнца в ветхозаветных и новозаветных текстах, а также в массовой культуре XIX-XX веков.

Наилучшие пожелания к Пасхе Германия. 1937 г. Бумага, цветная литография
Наилучшие пожелания к Пасхе Германия. 1937 г. Бумага, цветная литография

Одним из центральных образов выставки, который встречается на рельефах, живописных и графических работах, открытках является "Добрый Пастырь" Это древнейший иконографический тип, изображающий Иисуса Христа с ягненком на плечах.

-2

Бог аллегорически описывался ветхозаветными пророками как Пастырь, стоящий над Израилем. В Новом Завете Христос как глава Церкви также предстает в образе Пастыря — защитника, учителя и окормителя христианской общины. В свою очередь христиане в евангельских текстах предстают в виде овец, рискующих отбиться от Церкви и заблудиться во время духовных исканий. Пастуху же необходимо найти овец и вернуть к отаре (Мф. 18.12-14, Лк. 15.3-7). Согласно христианскому вероучению, Второе пришествие Христа будет ознаменовано отделением овец — христиан, искренне стремившихся жить согласно воле Божьей, от козлищ — людей, погрязших в грехах (Мф. 25.31-33).

Добрый пастырь Лист из Альбома князя Г.Г. Гагарина «Изображение Святого Евангелия в свободных подражаниях древнейшим источникам …». Париж. 1880-е гг. Издательство Lemercier & Co. Бумага, хромолитография
Добрый пастырь Лист из Альбома князя Г.Г. Гагарина «Изображение Святого Евангелия в свободных подражаниях древнейшим источникам …». Париж. 1880-е гг. Издательство Lemercier & Co. Бумага, хромолитография

Данный художественный образ сложился в первые века распространения христианства. Первые изображения Пастыря встречаются в катакомбах, на рельефах саркофагов знатных людей, которые тайно исповедовали христианство. Христос изображался в виде юного безбородого пастуха с жезлом, окруженного пасущимися овцами, или же, согласно евангельской притче, — с заблудшей овцой, вскинутой на плечи (Лк. 15:3-7). В средние века такой образ Христа был забыт.

В эпоху Ренессанаса произошло возвращение этого сюжета. К теме Доброго Пастыря обратилось светское искусство, а следом образ обрел свое место и в религиозной живописи. Здесь Добрый Пастырь утрачивает сходство с античными образами и изображается в привычном нам виде — как взрослый человек, с бородой и длинными волосами.

На горельефе представлен довольно редкий иконографический тип Христа как Доброго пастыря — с ранами, полученными при Распятии. В основе этого извода лежит цитата из Евангелия от Иоанна: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10.11).

Данный горельеф и другие изображения Доброго Пастыря можно увидеть на нашей небольшой пасхальной выставке «Агнец Божий».

Добрый пастырь Австрия(?). XVII в. Дерево, папье-маше, резьба, полихромия
Добрый пастырь Австрия(?). XVII в. Дерево, папье-маше, резьба, полихромия