Начну с самого главного. При выборе учебников важно понять и оценить: хотите ли вы принимать очень активное участие в процессе обучения ребенка или, наоборот, сделать его меньше. Кому-то важно чтобы ребенок приучался быть самостоятельным, кому-то сложно ослабить контроль даже в мелочах.
Мы приняли решение сделать всё для приучения к самостоятельности и азам планирования. Понимаю, что «планирование» звучит диковато для ребенка в 7 лет, но «Москва не сразу строилась».
Исходя из этих задач, мы просмотрели и протестировали учебники и составили свой личный список.
Правило подбора первое: может ли ребенок заниматься по учебнику сам или «минимум текста».
Поскольку мы говорим о первом классе, надо исключить все учебники, где с первых страниц много-много текста. Даже если ребенок уже читает, для него это пока большой труд, напрягаться более 5-10 минут - непосильная задача. Кроме того, если все сложно и не получается, большинство детей бросит это неблагодарное занятие. И еще, если в учебнике слишком много текста, читать его и объяснять должен родитель. Как правило, мама. А она имеет право плохо себя чувствовать, устать, не хотеть, заниматься другими делами. Получается, успех ребенка полностью зависит от мамы.
Мы шли по учебникам, начиная от самых современных к более старым, пока не находили отвечающий большинству наших правил.
Правило подбора второе: логичность и последовательность программы.
В некоторых учебниках существует принцип: «часть правила мы пройдем сейчас, часть потом, а еще часть когда-нибудь». А еще давайте назовем в первом классе правило так, во втором классе иначе, а правильно это называется совсем по-другому, но узнаем мы это название классе в шестом. Это очень усложняет обучение. Представляете, какая каша в голове у детей может образоваться от этого подхода. Отсюда потом и получается «не хочу в школу».
Правило подбора третье: только суть и минимум воды.
В учебнике не должно быть много страниц. Как показал мой опыт, именно учебники с небольшим количеством страниц дают максимально концентрированную и логичную информацию (не исключая первых двух правил, конечно). Важно, чтобы ребенок, выполняя слишком много однотипных заданий, не потерял интерес к процессу.
Есть еще и четвертое: посмотри на ребенка. Оно действует со второго класса, о нем подробнее расскажу в статье о программе второго класса.
А сейчас обещанный список:
Букварь: Костин Н. А., Москва 1955г.
Русский язык: Костин Н. А. 1953 или Размаева Т.Г. Дрофа 2020/2021 г.
Чтение: Соловьева Е.Е. Родная речь, Москва 1954г.
Прописи: Выбирайте любые, но мне понравились старые 1947 года Воскресенская и Ткаченко
Математика: Арифметика для 1го класса Пчёлко А.С.
Остальные предметы мы учим по темам ФГОС, взяв тему за основу и разбирая ее по видео или в окружающем пространстве)
Все эти учебники можно найти как в электронном, так и в переиздании в бумажном виде.
Обратите внимание на годы издания. Многие учебники советские и, прямо скажу, очень жизненные. Дети много узнают о пионерах, колхозах и машинистках доярного цеха, но если опустить этот нюанс они отвечают всем изложенным выше параметрам.
Хотите сравнение учебников, и как с ними работать, пишите в комментариях?
#семейноеобразование #домашнееобучение #учуребенкадома #образованиедома