На протяжении многих веков великая Пирамида Хеопса, построенная примерно в 2055 году до нашей эры, была самым большим сооружением на Земле. Обращенная почти точно на север, она отклонена всего лишь в 3,6 градуса и выровнена даже более точно, чем Королевская обсерватория в Гринвиче.
Но какими технологиями обладали древние египтяне, чтобы строить пирамиды с такой чрезвычайной точностью? Как древняя цивилизация, не обладающая современными инструментами, могла перемешать гигантские каменные глыбы на огромные расстояния? Как египтянам удалось так точно подогнать плиты, что до сих пор между ними невозможно просунуть даже лист бумаги?
Первым разгадать тайны строительства египетских пирамид попытался тот самый "отец истории" Геродот. Это он выдвинул одну из первых теорий о том, как же было построено это чудо Света. Геродот писал, что Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части.
Первым он приказал заниматься доставкой к берегу Нила каменных блоков из каменоломен, расположенных в Аравийских горах. Другие же транспортировали их к подножию Ливийских гор. На постоянной основе на стройке работало порядка 100 000 человек, сменяющих друг друга каждые 3 месяца.
За 10 лет наряженного труда была также построена дорога, по которой блоки доставлялись к реке. Геродот писал о том, что египтяне поднимали блоки посредством деревянных домкратов, напоминающих колыбели. Вот только Геродот записывал все это со слов греческих поселенцев. Да и о том, как строили великие пирамиды за 2000 лет до этого, вряд ли знали и сами египтяне.
Сложнейшая загадка, над которой бьются учёные по сей день, как египтяне умудрялись резать камни с такой точностью и четкостью линий и укладывать их практически без промежутков. Ведь вместо стыков между двумя камнями невозможно просунуть даже лист бумаги! Согласно одной теории, гигантские блоки создавали из так называемого египетского бетона, постепенно поднимая опалубку и заливая ее.
Отсюда и точность подгонки. Эту гипотезу выдвинул французский химик профессор Жозеф Давидовиц. Он даже якобы нашел рецепт такого бетона в надписи на одной из древних стел. Впрочем, проведенные в дальнейшем исследования опровергли эту теорию. Геологи и палеонтологи неоднократно отмечали, что блоки представляли собой естественные, цельные, но обработанные глыбы.
По другой же версии, для такой четкой подгонки и вовсе не требовались никакие специальные инструменты. Достаточно, например, смекалки и двух шестов, соединённых узкой веревкой. Если веревка где-то задевала поверхность блока, это место помечали красной охрой, а затем снимали неровность с помощью кремниевого скребка.
Но то, что по сей день не даёт покоя исследователям, это каким образом огромные каменные блоки, весом от 2,5 до 15 тонн, попадали из отдаленных карьеров к месту строительства? Этот секрет в 2013 году раскрыл дневник одного из прорабов, возводивших пирамиду Хеопса. Большинство найденных документов представляли собой рабочие заметки, которые вел человек по имени Марид или Мернер.
Так вот, он подробно описывал ход работ и раскрывал одну из главных тайн. Оказывается, блоки возили по воде на лодках к самому основанию строящейся пирамиды по специальным каналам.
Один из таких подземных каналов, по которому к пирамиде и подавали воду, обнаружил известный американский археолог и египтолог Марк Ленер. Кстати, дневники египетского прораба также опровергали теорию о том, что блоки для пирамид изготавливались из некоего египетского бетона. В них четко написано - вырубали.
Однако и эта находка не дала ответа на все вопросы. Во многих случаях следов каналов между карьерами и пирамидами не было обнаружено. Да и река находилась очень далеко. Прораб не раскрыл и главный секрет: как вырубленные известковые гранитные блоки укладывали в пирамиду. Как же их поднимали на такую высоту?
"Гигантские блоки перемещали на специальных санях", - уверены учёные. На феске времен 12 династии были изображены 122 человека, тянущих на санях-волокушах алебастровую статую. А песок по пути следования работники поливали водой, что облегчало скольжение. Так вот, нидерландские физики из Амстердамского университета экспериментальным путем подтвердили данную теорию в 2014 году.
Так выяснилось, что блок весом более 16 тонн, могли тащить 45 человек, а 2,5 тонны - всего 8. Но одно дело один раз перетащить статую, а другое - организовать массовую перевозку каменных блоков, число которых переваливало за миллион. И после каждого перевезенного блока необходимо было ремонтировать дорогу на всем ее протяжении. А как быть с теми блоками, которые достигали по весу 70 или даже 90 тонн?
"Секрет строительства пирамид оказался проще, чем можно было себе представить", - недавно заявили французские и британские археологи. Они обнаружили устройство, с помощью которого древние египтяне перемещали и поднимали огромные известковые блоки - им оказался пандус на карьере.
Пандус был насыпан 4500 лет назад , когда египтяне и сооружали великую пирамиду Хеопса. По такому пандусу блоки перемещали на салазках, подтягивая канатами, перекинутыми через вертикальные деревянные столбы. Именно пандус по мнению учёных дает ответ и на другую загадку: как тяжеленные блоки поднимали на пирамиду.
По словам археолога Яниса Гурдена, пандус позволял втаскивать блоки и на высоту. То есть, никакого особого секрета не было, и каменные блоки просто поднимали наверх по наклонным плоскостям. Что может быть проще?!
А вот французский архитектор Жан-Пьер Гуден разработал собственную теорию, согласно которой великая пирамида была построена при помощи двух отдельных спиральных скатов.
Первый представлял собой внешнюю спиральную рампу, поднимающуюся примерно на 30% вверх, а второй - внутреннюю спиральную рампу, по которой тяжёлые камни тянули до самого конца.
Самое удивительное, что при сканировании пирамиды выявили спиралевидные изображения, и это вполне могли быть остатки внутренней рампы. Сегодня эта версия является одним из самых популярных объяснений того, как были построены пирамиды.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой канал, где ежедневно выходят мои репортажи, короткие видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!