Найти тему

Неизбежный крах капремонта в России!

Сергей Креков обратился к Председателю Правительства Михаилу Мишустину и предложил пять шагов, которые помогут избежать неминуемой катастрофы действующей в России программы капитального ремонта многоквартирных домов.

Уважаемый Михаил Владимирович!

Общероссийское движение «Народный жилищный инспектор» провело исследование, в рамках которого размер минимальных взносов за 1 кв.м. на капитальный ремонт в регионах Российской Федерации был соотнесен с себестоимостью строительства 1 кв.м. жилья в соответствующих регионах.

Для того, чтобы сравнить регионы друг с другом мы рассчитали для каждого период накопления средств на капитальный ремонт, исходя из того, что в ходе капитального ремонта выполняется 35% работ, заложенных в себестоимость строительства 1 кв.м. жилья. Это ремонт мест общего пользования, фасада, кровли, инженерных систем. (Приложение 1)

Согласно нашим расчетам, минимальный период накопления в Астраханской области составляет 75 лет, а максимальный - 426 лет в Чукотском АО. Такая существенная разница – больше, чем в пять раз - количества лет накопления говорит о том, что действующий в регионах России минимальный размер взносов на капремонт не учитывает стоимость производства работ по капитальному ремонту. Проще сказать, что размер взносов был придуман региональными властями без какого-либо экономического обоснования.

Более того, очевидно, что при текущем размере взносов невозможно накопить необходимые средства для организации и проведения капремонта. Действующий порядок установления предельного уровня минимального размера взносов на капитальный ремонт, утвержденный Минстроем, не может не только сформировать обоснованные тарифы, но и не позволяет контролировать индексацию взносов на капремонт. Так, например, в пяти регионах с 1 января 2023 года рост составил от 35% до 70%.

Общий вывод: действующая в России модель установления и индексации минимального размера взносов на капитальный ремонт не связана с себестоимостью работ по капитальному ремонту. Накопить в разумный срок необходимый объем средств для проведения работ по капитальному ремонту невозможно.

Кризис финансирования региональных программ будет нарастать, а дефицит средств увеличиваться с каждым годом. Созданная государством программа не способна решить задачи по капитальному ремонту многоквартирных домов из-за хронического недофинансирования. Более того, рассчитывать на то, что эту проблему можно решить за счет повышения взносов не следует, поскольку очевиден предел способности граждан России оплачивать коммунальные платежи без роста суммарной задолженности за коммуналку. Так, например, в 11 регионах рост взносов на капремонт составил ноль процентов!

Ситуацию усугубляет тот факт, что не менее 30% жилого фонда находится в собственности муниципальных властей, которые, по сложившейся практике, не оплачивают взносы на капитальный ремонт. К этому стоит добавить вал уголовных дел в отношении руководителей фондов региональных операторов, и станет понятно, что крах неизбежен.

Уважаемый Михаил Владимирович, предлагаю предпринять следующие шаги для изменения принципа организации и проведения капремонта в России:

1. перейти к системе постоплаты: «Сначала капремонт – потом оплата»,

2. все вопросы, связанные со стоимостью работ по капремонту, должны утверждать собственники,

3. организацию для проведения работ по капремонту утверждают собственники,

4. создать механизм софинансирования и льготного кредитования со стороны государства,

5. вернуть гражданам уже собранные средства для организации ремонтных работ в их домах, сняв ограничения по перечню и видам работ.

В случае, если со стороны государства не последуют действия, направленные на изменение текущей ситуации, в горизонте трёх - пяти лет мы столкнёмся не только с проблемой финансирования работ по капитальному ремонту, но и с вопросами граждан - куда государство дело собранные с них средства?