Полновесное и далеко идущее возвращение прогрессивной флейты 70-ых
28 января 2022 вышел новый альбом без всяких преувеличений легендарной и значимой рок-группы Jethro Tull, внёсшей существенный вклад в становление жанра прогрессивный рок. Со времени предыдущего альбома прошло девятнадцать лет. В преддверии выхода нового альбома, который появится уже завтра, TMTR решил освежить впечатления о прошлогоднем релизе.
The Zealot Gene начинается с гула самолёта, и не просто самолёта, а бомбардировщика B-29 «Энола Гей», несущего атомную бомбу Хиросиме.
Трек звучит очень свежо для группы, которая, являясь по сути проектом одного гипер-талантливого человека, последний раз выпускала более-менее достойный материал на альбоме Stormwatch (1979). Контрастируя с бодрым и воодушевлённым звучанием трека, на котором звучит долгожданная всеми флейта, песня излагается от лица сознания сидящего за штурвалом полковника Пола Тиббетса, который назвал бомбардировщик именем своей матери. Сердце его полно любви к ней, и он ведёт свою машину точным курсом. И вот что в этот момент звучит в его сознании:
Всё во благо и, в конечном счёте,
спасая драгоценные жизни в долгосрочной перспективе…
…
Для большего взрыва потребуются большие деньги,
Так что платите выкуп, не оглядывайтесь
Ничего не напоминает? Каково?!
Вся жизнь послушного вояки с его неумолимой дуболомной железной логикой тут предстаёт перед нашим взором и мы можем лишь провести параллели между теми событиями и сегодняшними.
Многообещающее начало.
Со стороны лирики альбом являет процесс постоянного перемещения сознания композитора, поэта, гитариста и флейтиста Иэна Андерсона между разными персонажами. Он, оторвавшись от своего времени, переселяется в облики из бесконечной вереницы человеческих жизней. В умеренно-акустической Jacob’s Tales он – брат Иакова, претендующий на право первородства и наследство. В фолковой притче Shoshanna Sleeping – один из старцев с трясущимися руками, подглядывающий за спящей Сусанной с такими вот описаниями:
Она спит; дыхание учащается,
Вздох приоткрывает шелковистые губы,
Мягкие набухшие груди, гордые золотые кончики
…
Мои пальцы дрожат, прослеживая линию
От затылка к крестцу вниз по позвоночнику
Композиция следует за первой частью библейского предания, когда старцы, возжелавшие Сусанну, описывают её прелести (вернее, один из них). Впоследствии же, как мы знаем, отвергнутый ей, он лжесвидетельством потребует для неё смерти.
В назидательно-фортепианной Mine Is The Mountain Андерсон изъясняется от имени самого Господа Бога, которому докучают и раздражают бесконечно просящие. Идеальный разум тут предстаёт в роли гневливой и совсем немилосердной сущности:
Я не слабохарактерный ягнёнок, не кроткий кормилец
Месть, возмездие - мои вторые имена
Я могу обратить в труп твоих женщин, твоего первенца
одним щелчком пальца из соли и пламени
При этом песня звучит на удивление гармонично и умиротворяюще, за исключением каких-то встроенных боевых моментов, очевидно олицетворяющих вспышки божьего гнева.
Ответ на вопрос о том, чему же посвящён альбом, отчасти даёт заглавная композиция, осуждающая ген фанатика, которому подвержены все целеустремлённые верующие во что-либо (вопросами веры и Библии пронизана вся пластинка).
Чёрно-белое, стереотип,
Поляризационная подача в игре,
В то время как некоторые из нас находятся между
бесконечными оттенками серого,
Нет необходимости ходить по натянутому канату,
Установленному на этом великом водоразделе…
«Остерегайтесь гена фанатика!» - лейтмотив альбома, нацеленного на демонстрацию увлечённости чем-то одним без разумной оглядки на противоположное. Те или иные опасные страсти и идеи, в которые временно поселяется Иэн Андерсон, проносятся перед ищущим взором.
Эту же идею отражает и обложка с погрузившимся в светотень усталым лицом бритого наголо музыканта, витающего в хаотическом беспорядке слов и их обрывков. Несмолкающий, изнуряющий, противоборствующий шум времён, среди которого жизненно необходимо обрести себя.
От неумолимой гитарной рок-жёсткости и мягкой фолк-подстилки мир, предстающий в двенадцати песнях и сорока шести минутах 45 секундах звука, дрожит от напряжения зла, исполнен хищности и корысти. Тут есть что послушать, чем насладиться и о чём подумать. Все песни замечательны, по диску разбросано множество находок и восхитительных вкусовых ключей, но альбом лучше всего работает целиком, без разбивки на отдельные композиции, когда ты доверчиво следуешь за мрачной, острой и уязвляющей любую добродетель мыслью господина Андерсона, предстающего в демонических воплощениях порока и намекающего на путь просветления.
Знаменитая флейта снова возвращается во всей своей красе. Она то прорезает снежный зимний туман, то самозабвенно отдаётся рукам и губам мастера, то взбирается на кручи, то задыхается в отчаянии от того, что не может донести до наших уставших от споров и свар мозгов свою светлую весть.
Работа над альбомом началась в 2017. Помимо того, что Андерсон кропотливо работал над звуком, библейские темы, поднимаемые на пластинке, требовали медленного чтения. К 2021 пришло понимание, что ковид не позволяет собрать музыкантов в студии, поэтому пришлось соединять воедино партии разных инструментов, которые прислали ему музыканты. В итоге пять песен было записано в домашней студии.
Mrs. Tibbets, начинающаяся со звука мотора тяжёлого бомбардировщика, несущего трёхметрового и четырёхтонного «Малыша» на цель — город с 245 тысячами жителей — заканчивается тем же звуком. Бомба сброшена, задание выполнено. А мы наслаждаемся возвращением.
Оценка: 4/5
Источник изображений: www.discogs.com