Найти в Дзене

Научный полк: Галина Жедяевская – механик легендарных «ночных ведьм»

Продолжаем серию публикаций о студентах и сотрудниках Саратовского автодорожного института, внесших колоссальный личный вклад в Победу Советского Союза в Великой Отечественной войне. В первые дни войны ушли на фронт 329 студентов Саратовского автодорожного института. Шесть студенток института пополнили женский авиационный полк под командованием Героя Советского Союза, легендарной летчицы Марины Расковой. Позже красавиц–летчиц фашисты прозвали «Ночными ведьмами». Одна из них Галина Дмитриевна Жедяевская – гвардии старший сержант, механик 125-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка, а впоследствии стала доцентом кафедры «Производство и ремонт машин». Она сама не летала над головами фашистов, а чинила самолеты по прилету, восстанавливала то, что от них осталось и отправляла на фронт. Ее подруги – студентки САДИ помогали держать оборону и, благодаря слаженной работе полка, «ведьмы» стали смертоносной силой, которая помогла победить врага в самой страшной, самой разрушительной

Продолжаем серию публикаций о студентах и сотрудниках Саратовского автодорожного института, внесших колоссальный личный вклад в Победу Советского Союза в Великой Отечественной войне.

В первые дни войны ушли на фронт 329 студентов Саратовского автодорожного института. Шесть студенток института пополнили женский авиационный полк под командованием Героя Советского Союза, легендарной летчицы Марины Расковой. Позже красавиц–летчиц фашисты прозвали «Ночными ведьмами».

Одна из них Галина Дмитриевна Жедяевская – гвардии старший сержант, механик 125-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка, а впоследствии стала доцентом кафедры «Производство и ремонт машин».

Она сама не летала над головами фашистов, а чинила самолеты по прилету, восстанавливала то, что от них осталось и отправляла на фронт. Ее подруги – студентки САДИ помогали держать оборону и, благодаря слаженной работе полка, «ведьмы» стали смертоносной силой, которая помогла победить врага в самой страшной, самой разрушительной войне в истории человечества.

Галина Дмитриевна Жедяевская родилась в 1923 году в с. Лапшево Татарской АССР. Вся ее жизнь, начиная с 1938 года, была связана с автодорожным институтом. В 1930-е годы были созданы автомобильно-дорожные институты в Москве, Харькове, Саратове. Когда перед ней после окончания школы в 1938 году встал вопрос выбора дальнейшего жизненного пути, она выбрала автомобильный факультет Саратовского автодорожного института.

«Поступали на этот факультет преимущественно парни. Наш первый курс приема состоял из 145 парней и 5 девушек. Но преподаватели нам «спуска» не давали – требования ко всем были одинаковы. Учиться было интересно. Теоретические занятия чередовались с практической работой в мастерской и гараже института. Изучив конструкцию автомобиля, мы проходили учебную езду, что очень пригодилось в дальнейшем. Помогло и то, что в институте была хорошо поставлена спортивная и оборонная работа. Но учебу многим из нас пришлось прервать», – вспоминала Галина Дмитриевна.

В 1941 году студенты после окончания 3 курса были на производственной практике на машиностроительных заводах. Группа, в которую входила Галина, работала на Ленинградском Кировском заводе на станках. Завод выпускал тракторы «Кировец» и мощные танки ИС (в эти цеха пропуска не было). Студентам предлагали остаться работать на заводе, но институт прислал вызов – занятия должны были начаться 1 июля. Руководитель практики Михаил Давыдович Цфасс в соответствии с приказом всех доставил в институт.

Однако начать учиться с июля не удалось. Основная масса студентов была призвана в ряды Красной Армии.

В конце октября 1941 года в Энгельсе Герой Советского Союза Марина Раскова формировала авиационную группу, состоящую из трех женских полков: 587 бомбардировочного (девушки летали на Пе-2), 586 истребительного (Як-1) и 588 ночных бомбардировщиков (По-2).

Марина Михайловна через горком комсомола Саратова обратилась к саратовским девушкам, желающим пополнить технический состав полка. На этот призыв откликнулось много человек, но отбор был строгий. Трудно было пройти через медицинскую комиссию, которая не пропустила студенток САДИ Таню Ладыгину, Варю Арапову, Валю Аверченко. Необходимо было иметь определенные технические знания и навыки, чтобы не затянулось обучение. Поэтому Раскова принимала только тех, кто учился в технических учебных заведениях или работал на авиазаводе, шоферами.

Из воспоминаний Галины Дмитриевны: «Из нашего института в женских авиаполках работали вначале мотористами, а после окончания краткосрочных курсов авиамеханиками стали Вера Максюшина, Вера Колесник, Мария Жиркова, Юлия Тюлякова и я. Лидия Целовальникова вначале работала оружейником в полку ночных бомбардировщиков, а с 1943 года после доучивания уже летала на боевые задания штурманом самолета. После окончания войны все они возвратились на учебу, успешно окончили его и работали в разных отраслях».

Женские авиаполки пикирующих бомбардировщиков нанесли большой урон немцам. Почти треть всех сброшенных бомб на позиции немцев приходится на их долю. Сын одной из летчиц авиаполка написал книгу о подвигах этих отважных девушек и женщин и назвал ее «Ночные амазонки». Он спрашивал у своей мамы, почему она не осталась помогать фронту в тылу? Тогда она ответила: «Я защищала свою маму и тебя, а также нашу любимую Родину!».

Галина Жедяевская умерла в 2003 году в возрасте 82 лет.

С материалами об истории вуза можно ознакомиться на сайте виртуального музея «САДИ-СПИ-СГТУ: страницы истории» и https://zen.yandex.ru/sstusaratov.