Найти тему
Людмила Касаткина

Как научить ребёнка хорошей технике чтения, начиная с первых слогов?

Ученицы школы "Читаем быстро" в Калуге
Ученицы школы "Читаем быстро" в Калуге

Двадцать лет назад я только вынашивала идею создания своей первой школы скорочтения. Мне посчастливилось выиграть грант в российско-шведской программе обучения инновационному бизнесу. Руководитель программы в диалогах по моему бизнес-плану сказал: «А почему скорочтение только для взрослых? А нельзя ли сразу учить детей читать так, чтобы они легко переходили к быстрому чтению?» На тот момент ведущая школа скорочтения академика Олега Андреева работала над созданием принципиально новой программы обучения детей чтению, но проект был свёрнут.

Я же не прекращала разрабатывать эту идею: изучать современные научные основы быстрого чтения и существующие практики, усовершенствовать их в своей работе с детьми. Моя цель создание оптимальной системы обучения детей чтению, которая закладывает фундамент технически грамотного и вдумчивого, динамичного чтения.

Но самое главное, чего ждут родители и что будет иметь самое важное значение в жизни ребёнка – это чувство радости от чтения! Это сверхзадача, которую я решаю в моем научном и практическом поиске. И есть подтверждения, что она выполнима. "Людмила, мы любим читать. Очень." - прочла я в прощальном послании шестилетнего Ярослава.

Для начала коснёмся теоретических аспектов, иначе понять суть моего подхода будет трудно. Наверняка, все помнят это протяжное чтение по слогам, что наводит на мысль, а нельзя ли избавиться от него? Дело в том, что обучение русской грамоте, специфический процесс. У нас огромное количество форм одного и того же слова и поэтому, в обучении детей необходим звуковой, слоговой период.

У нас не работает известный во Франции метод Гленна Домана - обучение чтению целыми словами по карточкам. Конечно, этот метод показывает чудеса детской памяти, когда двухгодовалые дети читают слова «дом», «машина» и тому подобное. Я лично сталкивалась с детьми, которые бодренько читали «Шла девочка по дороге», а вот при встрече со словом «дорожка» впадали в ступор, ну не было его на карточках.

Известный факт - китайцы читают как минимум в 2 раза быстрей, потому что у них иероглифы, целостные изображения, которые воспринимаются быстрей, оказывается не так однозначен. Учёные из Массачусетского технологического института [1], выяснили, что китайцы также проговаривают звуки слов про себя, когда они читают, хотя китайский не является системой алфавитного письма. Также исследования подтвердили, что все скорочтенцы, начинают читать буквально по слогам в тех местах текста, где содержится принципиально новая для них информация. Так же было выявлено в экспериментах как со взрослыми, так и с детьми, что проговаривание важно для понимания текста и интеграции, обобщения отдельных мыслей автора. Самым лучшим для понимания текстов способом является чтение вслух с начала обучения по 5 класс [2].

Если коротко, к каким практическим выводам по обучению детей мы приходим? Обучить сразу чтению словами на русском не реально и вредно для понимания. Нужен компромисс: не застревать на слоговой стадии, исключить побуквенное и повторное чтение, параллельно обучению «озвучиванию» читаемого, развиваем понимание. Эту задачу мы решаем в нашем курсе с помощью игр «Твоё-моё», «Точно и вперёд!» и многих других.

Современные дети в целом гораздо раньше учатся читать, чем их сверстники 20-30 лет назад. Это цивилизационное явление (анализ этих тенденций вы найдёте в моей статье «Зачем читать до школы?»). Более раннее обучение сопряжено с более низкой психологической и эмоционально – волевой зрелостью ребёнка, поэтому содержание должно быть достаточно простым и игровым. И при этом нужно заложить принципиальные основы быстрого чтения уже с первых шагов обучения.

Именно это я и осуществляю через немногочисленные, простые, но принципиально важные игровые упражнения. Это ноу-хау описано в моей книге «Помогите детям полюбить чтение», где я подробно раскрываю технологию обучения грамотной технике чтения буквально с первых слогов и слов. Обучаю детей по авторскому букварю, на первый взгляд очень простому. Я уверена, что сочетание доступности, простоты со знанием детского восприятия и принципиально важных вещей о природе чтения, как раз и дают на выходе эффект лёгкости и радости в чтении.

[1] Xu Y., Pollatsek A., Potter M. C.: The Activation of Phonology During Silent Chinese Word Reading // Journal of Experimental Psychology Learning Memory and Cognition 25(4) 1999

[2] Suzanne M., Prior Katie S., Saunders Kimberley D. Fenwick: Comprehension After Oral and Silent Reading: Does Grade Level Matter? // Literacy Research and Instruction 50(3):183-194 · 2011