Найти в Дзене
Книги АСТ нонфикшн

История Царицынского дворца: факты, которых вы точно не знали

История дворца в Царицыно — одна из самых таинственных. Екатерина Вторая случайно увидела эти места во время прогулки и тут же влюбилась: холмистые берега окружали зеркальные пруды, бескрайние поля сменяли густые леса — «земной рай», по словам императрицы. Она поручила придворным купить эти земли, а любимому архитектору, Василию Баженову, — построить пышную царскую усадьбу, но к «раю» быстро охладела. Строительство затянулось на десять лет, а после императрица приказала снести уже готовый дворец и заменить архитектора на Матвея Казакова. Что же вызвало царскую немилость? Заговор, зависть или другие загадки? Казалось бы, раскрыть секреты Царицынского дворца несложно — достаточно поехать в усадьбу и увидеть все своими глазами. На холме стоит красно-белый замок. Его остроконечные башни выглядывают из-за тенистых деревьев. Золотые звезды на шпилях сияют на солнце. Мраморная лестница ведет в парадные залы с колоннами. Сверкают хрустальные люстры, блестит деревянный паркет, слепит позолота.

История дворца в Царицыно — одна из самых таинственных. Екатерина Вторая случайно увидела эти места во время прогулки и тут же влюбилась: холмистые берега окружали зеркальные пруды, бескрайние поля сменяли густые леса — «земной рай», по словам императрицы. Она поручила придворным купить эти земли, а любимому архитектору, Василию Баженову, — построить пышную царскую усадьбу, но к «раю» быстро охладела. Строительство затянулось на десять лет, а после императрица приказала снести уже готовый дворец и заменить архитектора на Матвея Казакова. Что же вызвало царскую немилость?

EVGEN SLAVIN/ unsplash.com
EVGEN SLAVIN/ unsplash.com

Заговор, зависть или другие загадки?

Казалось бы, раскрыть секреты Царицынского дворца несложно — достаточно поехать в усадьбу и увидеть все своими глазами. На холме стоит красно-белый замок. Его остроконечные башни выглядывают из-за тенистых деревьев. Золотые звезды на шпилях сияют на солнце. Мраморная лестница ведет в парадные залы с колоннами. Сверкают хрустальные люстры, блестит деревянный паркет, слепит позолота. Мы будто погружаемся в атмосферу великолепного XVIII века, представляем, как шуршали юбки на балах, как кружились напудренные парики, как сама императрица улыбалась фавориту Григорию Потемкину.

Нас очаровывает роскошь царского дворца, мы верим ей и даже не замечаем, что это всего лишь фантазия современных художников, которую мы сами додумали в своей голове. Дворец никогда не выглядел так, как сейчас, и в нем никогда не было парадных залов. То, что мы видим в Царицыно, не дает ответы на вопросы, а только запутывает. Ведь это не настоящая история, а игра в нее. Чтобы узнать правду, нам придется прокрутить сериал о придворных интригах к первому кадру: в 1775 году Екатерина Вторая праздновала победу в русско-турецкой войне, а поэтому задумала две резиденции в Москве: Петровский путевой дворец на севере и Царицынский ансамбль на юге.

Aleksandr Sidorov/ unsplash.com
Aleksandr Sidorov/ unsplash.com

В Царицыно императрица переименовала село Черная Грязь. Его продал ей князь Сергей Кантемир — семидесятилетний старик, он нисколько не интересовался ни водами, ни лесами, ни прелестными видами, восхищавшими путешественников, проводил свою жизнь за карточным столом, проклиная свои проигрыши, так говорила о нем Екатерина Вторая. За две недели в Царицыно возвели временный деревянный дворец, где императрица вместе со своим тайным мужем Григорием Потемкиным провела два летних месяца.

Екатерина Вторая каталась по прудам на лодке и устраивала праздники: один из самый ярких — во время сенокоса. Сельские парни в белых косоворотках и в шляпах с павлиньими перьями размахивали косами и пели песни, а девушки в сарафанах и украшениях из бисера сгребали сено. Сама императрица сидела на сене и любовалась зрелищем. Ее придворные подготовили для крестьян угощение — калачи и витушки, ягодные и маковые пряники, вино и брагу. Взмывали вверх качели, играли дудки, шумели свистелки. Императрица с восхищением осматривала новые владения, представляла роскошную усадьбу, а после пригласила Василия Баженова воплощать ее мечты.

Архитектор с головой окунулся в новый проект. Он не только продумывал целый дворцовый комплекс с корпусами, павильонами, мостами для царицы, ее сына, свиты, а после и внуков, но еще и руководил строительством. Баженов сам решал финансовые и производственные вопросы: закупал материалы, нанимал подрядчиков, составлял сметы. И каждый шаг согласовывал с императрицей, что отнимало все силы. Екатерина Вторая быстро забыла о своей мечте. Она год не отвечала на письмо архитектора, не слышала его просьб и так и не сказала, как отделывать интерьеры ее парадного дворца. Деньги задерживали, долги росли, Баженов выглядел обманщиком в глазах рабочих.

Maria Avdeeva/ unsplash.com
Maria Avdeeva/ unsplash.com

Отчаяние архитектора переросло в его крупнейшую творческую трагедию. Через десять лет, в 1785 году, Екатерина Вторая наконец приехала в Москву. И если Петровский путевой дворец императрица назвала хорошей временной квартирой, то Царицынский осудила. Своды ей показались слишком тяжелыми, комнаты слишком низкими, будуары слишком тесными, залы темными, лестницы узкими. Позже императрица велела переделать проект Царицынского дворца, причем не только Василию Баженову, но и Матвею Казакову, строителю Петровского путевого дворца.

Новые чертежи Баженова она не одобрила и приказала снести дворец — редчайший случай в истории архитектуры! Баженова уволили с уклончивой формулировкой «для поправления здоровья и исправления домашних дел». Но почему императрица так разгневалась?

Версий у историков немало, самая популярная — Екатерина Вторая подозревала архитектора в заговоре. Баженов дружил с московскими масонами, а те поддерживали ее нелюбимого сына Павла. Императрица знала, что, когда архитектор привозил ей чертежи в Петербург, он виделся и с цесаревичем.

А в обществе опять поговаривали о законных правах Павла на престол. Снос дворца выглядел как публичная акция, как предупреждение для масонов, что церемониться с ними не будут.

EVGEN SLAVIN/ unsplash.com
EVGEN SLAVIN/ unsplash.com

Связь Баженова с масонами наводит и на другое предположение. Архитектор построил в Царицыно таинственный замок над озером, полный мистических символов. Он соединил древнерусское зодчество, московское барокко и средневековое западноевропейское искусство и создал уникальный фантастический стиль, который сам называл «нежной готикой». И императрица возмутилась, как он посмел воплощать свои мечты? Москвовед XIX века Сергей Любецкий писал, что Баженова сгубила зависть придворных, «косоокая мачеха талантов». Гениальный архитектор с образованием во Франции и Италии, он многим не нравился.

А возможно, Екатерина Вторая разлюбила Царицыно, потому что оно напоминало ей о счастливых минутах с Григорием Потемкиным. Они вместе мечтали о летней резиденции среди лесов и прудов, но их идиллия быстро сменилась ссорами и скандалами, и отношения закончились. Зачем императрице Царицынский дворец, если прошлого уже не вернуть? Что случилось на самом деле, мы можем только догадываться. Вполне вероятно, все эти версии закрутились в снежный ком и обрушились приговором: «Срыть сии казематы до основания!»

Проектом Матвея Казакова Екатерина Вторая осталась довольна. Он же, ученик и товарищ Василия Баженова, стоял перед выбором: затмить наставника и разрушить его карьеру или пожертвовать своей репутацией и вызвать недовольство императрицы.

Но как можно ослушаться царицу? Казаков выбрал первое: он разобрал баженовский дворец и перечеркнул десятилетний труд своего учителя. Видимо, это решение далось ему непросто: Казаков отправил в Царицыно своего помощника, а сам редко там появлялся.

Казаковский дворец тоже ждала неудача. Через пять лет строительство заморозили — деньги уходили на новую русско-турецкую войну. А еще через три года Екатерина Вторая удешевила проект. Она приказала убрать третий этаж с беседкой-бельведером, упростить декор башен, а вместо воздушной ограды сделать черную крышу из листового железа. Замысел Казакова развалился: его изящный дворец превратился в мрачный, грубый, примитивный. Архитектора упрекали в провале. Дворец сравнивали с громадной темницей, со сказочным замком Черномора и даже с гробницей — будто она стоит на катафалке, а вокруг нее гиганты-монахи со свечами в руках. Но Казаков лишь выполнял волю императрицы.

EVGEN SLAVIN/ unsplash.com
EVGEN SLAVIN/ unsplash.com

В 1796 году Екатерина Вторая умерла; внешнюю отделку дворца закончили, а вот внутреннюю не успели — Павел Первый остановил работы. Как планировали оформить интерьеры, неизвестно — чертежи не сохранились. Царицынский дворец со временем превратился в руины — «красноречивее всех развалин Рима и Гишпании», как писал в XIX веке публицист Иван Киреевский. И только спустя два века, в 2005 году, дворец начали восстанавливать. Но не так, как задумывал Матвей Казаков, и не так, как хотела императрица, а посередине: башни и крышу воссоздали по первому проекту, а два этажа оставили как во втором варианте. Теперь вы знаете всю правду о Царицынском дворце — где история, а где фантазия. Интересно, что бы на это сказала Екатерина Вторая?

Больше про то, что скрывают Московские особняки читайте в книге «Потайные двери Москвы. Старинные особняки и их истории» (16+): https://go.ast.ru/a006z2v

Яна Сорока — журналист, блогер, исследователь московской архитектуры, волонтер Мосгорнаследия. Автор канала «Это не загуглишь» в Дзене с аудиторией более 50 000 подписчиков.
Вы открываете тяжелые двери московского дома и оказываетесь... в прошлом. Гремит музыка, нарядные гости кружатся в танце, в саду шумят фонтаны, а в небе расцветают фейерверки.
В книге «Потайные двери Москвы» вас ждут захватывающие путешествия по московским особнякам: придворные интриги, показная роскошь, семейные тайны, секретные комнаты и великолепная архитектура.